Текст жития подготовлен по книге "Жития Святых, изложенные по руководству Четьих - Миней Св. Дмитрия Ростовского", месяц, апрель, день первый (М., Синодальная типография, 1906) с использованием славянского текста жития (Четьи - Минеи, М., 1898) САТИСЬ, Санкт - Петербург, 2000
Примечания к книгам жития, свт.Димитрия Ростовского.

Житие и страдание святого священномученика Киприана и святой мученицы Иустины >>

Житие препадобной Марии Египетской >>

Житие преподобного Иоанна Дамаскина >>

 

 

 

<< Житие и страдание святого священномученика Киприана и святой мученицы Иустины

[1] Декий – Римский император с 249-го по 251 год.

[2] Антиохия – часто употребляемое имя городов. Здесь, вероятнее всего, разумеется Антиохия Финикийская, между Сирией и Палестиной, или же Антиохия Писидийская, на границе с Фригией, в западной части Малой Азии.

[3] Т.е. языческий мудрец, в смысле – ложного мудреца.

[4] Под именем “волхвов”, или “магов”, в древности разумелись люди мудрые, обладавшие высокими и обширными знаниями, особенно знанием тайных сил природы, недоступными обыкновенным людям. Вместе с тем, с этим именем соединялись понятия волшебства, колдовства, ворожбы, заклинаний и разных обманов и суеверий. Волшебство у язычников с древнейших времен было сильно развито; против него говорится во многих местах Св. Писания. По мнению многих учителей Церкви, языческие волхвы совершали свои, иногда замечательные, чародейства под влиянием и при помощи духов тьмы.

[5] Карфаген – древнейшая, знаменитая колония финикиян, на севере Африки, достигшая в древней истории высшей степени могущества и разрушенная в 146 г. до Р. Х.; на развалинах древнего Карфагена при первых римских императорах возник новый Карфаген, который существовал с большим блеском в продолжение весьма долгого времени. В Карфагене весьма сильно был развит языческий греко-римский культ со всеми его суевериями, чародействами и “магическим” искусством.

[6] Аполлон – один из наиболее почитаемых греко-римских языческих богов. Почитался богом солнца и умственного просвещения, а также благополучия общественного и порядка, охранителем закона, божеством предсказания будущего. Одним из главных мест его культа была, между прочим, долина Темпейская, в Северной Греции, расстилавшаяся у подошвы знаменитой в древности горы Олимпа.

[7] Олимп представляет собой собственно целую (юго-восточную) ветвь цепи гор, составляющей границу между Македонией и Фессалией, в Северной Греции. Олимп у древних греков почитали местопребыванием их языческих богов.

[8] Аргос – древняя греческая столица восточной области Пелопонесса (Южной Греции) – Арголиды; недалеко от него находился знаменитый храм языческой богини Геры.

[9] Гера (Юнона) почиталась древними греками и римлянами сестрой и женой главного их бога Зевса, наиболее возвышенной и почитаемой между богинями; считалась богиней земли и плодородия и покровительницей супружеств.

[10] Таврополь – собственно храм в честь богини Артемиды (Дианы – богини луны, почитавшейся также покровительницей свежей, цветущей жизни природы) на острове Икаре, в юго-восточной части Эгейского моря (Архипелага). Наименование этого места происходит от того, что греки, приравнивая к Артемиде богиню древних обителей Таврического полуострова – тавров Орсилоху, называли ту и другую безразлично Таврополой.

[11] Лекедемон, или Лакония,– юго-восточная область Пелопонесса (Южной Греции). Часто это наименование обозначало главный город Лаконии, иначе Спарту, от которой сохранились теперь лишь небольшие развалины.

[12] Мемфис – древняя могущественная столица всего Египта – находится в Среднем Египте у Нила, между главной рекой и ее притоком, омывавшим западную сторону города. От блестящей столицы Древнего Египта ныне сохраняются лишь самые ничтожные, скудные остатки при деревнях Метрасани и Моганнан.

[13] Халдеями назывались вавилонские мудрецы и ученые, занимавшиеся науками, особенно астрономией и наблюдением светил небесных; они же были жрецами и магами, занимавшимися тайным учением, гаданием, толкованием снов и т. д. Впоследствии этим именем назывались, особенно на Востоке, вообще всякого рода волхвы, волшебники и гадатели, хотя бы они были и не из халдеев, т. е. происходили не из Вавилона.

[14] По учению Св. Писания, в темном царстве злых отпадших духов есть свой главный начальник, которого Писание часто называет “князем бесовским”, а также вельзевулом, велиаром, сатаною и т. д., явно отличая его от других бесов, которые изображаются как бы подвластными по отношению к нему. Вообще Писание различает злых духов по их степеням и силе их власти.

[15] В смысле – нового злочестивого волхва, чародея и послушного служителя дьявола. Под именем Замврия здесь, очевидно, разумеется знаменитый древний египетский маг, о котором известно от древних классических писателей, прославившийся своими необычайными чарованиями и находившийся, по мнению отцов Церкви, в сообществе с темными бесовскими силами.

[16] Под именем “оглашенных” в древней церкви разумелись взрослые, желавшие принять крещение и приготовлявшиеся к нему чрез ознакомление с учением Церкви. Имея право входа в храм для слушания Св. Писания и поучений и даже присутствовать в начале Литургии (“Литургия оглашенных”), они пред наступлением самой важной и существенной части Литургии – “Литургии верных” должны были немедленно выходить из храма, о чем они громко и оповещались дьяконом чрез возглас, и доселе сохраняющийся в Церкви при совершении Литургии.

[17] Асклипий, или Эскулап – греко-римский бог врачебного искусства.

[18] Никомидия – город в Малой Азии.– От древней цветущей Никомидии доселе сохраняется много развалин, свидетельствующих о ее славном прошлом.

[19] Римский император Клавдий II царствовал с 268-го по 270 г.– Кончина свв. Киприана, Иустины и Феоктиста последовала около 268 года.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

<< Житие препадобной Марии Египетской

[1] Тов. 12,7.

[2] Святый Софроний, патриарх Иерусалимский, жил в VII веке. Святый Софроний был светильником не только для Палестины, но и для всей Восточной Церкви. Именно за свою святость Софроний и был избран во Иерусалимского патриарха (в 634 г.). Он управляя Церковью 10 лет, ревностно защищая православное учение от еретиков - монофелитов. Ныне известные сочинения св. Софрония содержат в себе, иные - догматическое учение, другие писаны для назидания в благочестии, то в виде слов и повестей, то виде песен. Святый Иоанн Дамаскин с похвалою отзывался о Софрониевом описании жития святой Марии Египетской. Не менее важны и другие сочинения св. Софрония как то: объяснение на литургию, стихиры в предпразднство Рождества Христова, стихиры на день водоосвящение в день Богоявления с молитвою и другие. - Память св. Софрония празднуется 11 марта.

[3] Мф. 25, 18.

[4] Быт. 12, 1.

[5] Пс. 26,1.

[6] Ваиа - ветви пальмовые (Ин. 12, 13; Мк. 11, 8). Неделя ваий - иначе цветоносная или цветная - Вербное воскресенье.

[7] Часы - так называются молитвословия, состоящие из трёх псалмов, нескольких стихов и молитв, приноровленных к каждой четверти дня и к особенным обстоятельствам страданий спасителя. На шестом часе вспоминается шествие спасителя на пропятие, самое пропятие и крестные страдания.

[8] Авва - отец, наставник.

[9] Это было в начале VI века, когда уже прекратились гонения и утихли ереси, и церковь христианская пользовалась миром и спокойствием.

[10] Локоть или лакоть - мера длины от локтя до конца среднего пальца, равная 101 вершкам.

[11] Александрия - знаменитый город, основанный Александром Македонским на берегу Средиземного моря, при устье реки Нила. Александрия после Рима была первым городом в мире и служила центром торговли, промышленности и особенно языческой образованности, а в первые веки христианства - христианского просвещения.

[12] Мф. 4, 4.

[13] Иов. 24, 8; Евр. 11,38.

[14] Лк. 2, 29 - 30.

[15] Преподобная Мария скончалась в 522 году.

[16] Преподобный Зосима представился в первой половине VI - го века. Память его празднуется четвёртого апреля.

[17] Святая Православная Церковь установила в Великий пост вспоминать житие преподобной Марии Египетской. В четверг пятой седмицы Великого поста, на утрени, читается весь покаянный Великий канон св. Андрея Критского, и 18 тропарей этого канона обращены к преподобной Марии (Мариино стояние).

<< Житие преподобного Иоанна Дамаскина

[1] Агаряне или иначе Сарацины - аравийские бедуины. Наименование Агарян, означавшее первоначально это кочующее племя, впоследствии распространено было христианскими писателями на всех арабов, а затем стало означать вообще всех мусульман. Агарянами аравийские бедуины назывались от того, что, по еврейскому преданию, они были потомками Измаила, сына Агари, рабыни Авраамовой

[2] Отец святого Иоанна Дамаскина, Сергий Мансур, исправлял при калифе Дамасском Абд-Альмалике (685-705) должность собственно главного логофета, т.е. распорядителя казною, казначея.

[3] Иоанн, в переводе с еврейскаго, значит: Божия Благодать.

[4] Стагир - город на Халкидонском полуострове, где родился греческий философ Аристотель (4 век до Р.Х.), названный потому Стагиритом. Сыном Аристона здесь назван греческий философ Платон (4 век до Р.Х.). Философия - наука, занимающаяся исследованием высших вопросов бытия: о Боге, о начале, сущности и законах мира и человека, о предназначении человека и конечных целях существования мира и т.п. Риторика и диалектика - науки, исследующие законы мышления и способы их выражения

[5] Пифагор - знаменитый греческий философ 6 века до Р.Х. Диофан - александрийский математик 4 века по Р.Х.

[6] Евклид - математик 3 века до Р.Х.

[7] Преподобный Савва, т.н. “Освященный”, великий пустынник Палестинский (память его 5 декабря), ученик и сподвижник преподобных Евфимия и Феодосия Великих, впоследствии подвизался уединенно в пустыне близ Иерусалима, где в 484 году основал в 12 верстах от Иерусалима монастырь, известный после под именем Лавры Саввы Освященного.

[8] Высшей власти при дворе святый Иоанн Дамаскин достиг при калифе Велиде (705-715 г.), у которого он был ближайшим советником и министром. Но, приняв на себя обязанности нового звания, он никогда не забывал своего высшего служения - Иисусу Христу, и всегда старался быть верным истине Христовой и полезным святой Церкви. Возвещение истины Христовой и обличение лжеучений стало для Иоанна главным делом жизни. И он, с первых же пор своей деятельности, выступил на борьбу с еретиками того времени: с пользовавшимися покровительством в Сирии несторианами, разделявшими человеческое и Божеское естество в Иисусе Христе и учившими, что от Девы Марии родился человек Иисус, с Которым, с момента зачатия Его, соединился Бог-Слово Своею благодатию и обитал в Нем, как в храме, и с монофизитами или яковиатами, признававшими во Христе одно Божественное естество, которое будто бы поглотило в Нем человеческое естество. Против последних Иоанн Дамаскин написал довольно пространное, основательное сочинение в защиту чистой, православной веры. Кроме того он боролся с выродившимся из монофизитства монофелитством, признававшим в Христе одну только волю Божественную, и с остатками древних учений гностических, соединенными с лжеучениями манихейскими - с ересью т.н. “Павликиан”, признававших, кроме благого Бога, сотворившего чистого духа и открывшегося в христианстве, еще злое начало - димиурга, сотворившего видимый мир и тело человеческое и открывшегося в иудействе и язычестве; воплощение Сына Божия, по учению “Павликиан” было только кажущимся; все обряды и внешние учреждения Церкви они отрицали. Наконец, Иоанн Дамаскин написал также апологию против магометанства, которое в то время господствовало в Сирии.

[9] Святой Иоанн Дамаскин написал сочинение в защиту святых икон и послал его в Константинополь, где между прочим писал: “сознавая мое недостоинство, без сомнения я должен бы молчать и оплакивать грехи мои пред Богом; но видя, что Церковь Божия волнуется жестокою бурею, думаю, что теперь не время молчать, боюсь Бога более, чем государя земного, между тем власть государя так велика, что легко может увлекать народ”. Но оскорбительного в этом сочинении по отношении к императору Льву святой Иоанн ничего не сказал. По просьбе друзей своих, Иоанн написал еще одно за другим два послания в защиту святых икон. Послания Иоанна с жаждою читали в Константинополе и в других местах; немощные поддержаны были ими в православии, а сильные укреплялись в силе.

[10] Остроконечная трость, употреблявшаяся для побуждения ослов и волов идти скорее.

[11] Соученик и друг Дамаскина Косма, впоследствии епископ Маюмский, один из величайших песнописцев Восточной Православной Церкви. Память его празднуется Церковью 12 октября

[12] По уставу святого Саввы Освященнаго, каждый новопоступающий поручаем был для испытания, надзора и вразумления старцу, опытному в духовной жизни. Так поступили и с Иоанном, несмотря на то, что его благочестивая жизнь и обширная ученость были известны по всему востоку.

[13] Таковы, например, “Увы мне, яковый подвиг имать душа разлучающися от телесе”, “Господь есть мирское пристрастие”, “Помянух пророка вопиюща: аз есмь земля и пепел”, “Плачу и рыдаю” и другие, так называемые “самогласны”. Все они отличаются необыкновенной трогательностью; естественно и с силою при гробе сынов Адамовых изображаются в них участь сына персти и суета и тленность всего земного и возносятся к Богу умилительные моления о упокоении усопшего. Все они вошли в последования погребения усопших и употребляются в Православной Церкви до настоящего времени

[14] Епитимия, с греческаго значит: возмездие, наказание, запрещение. Епитимия установлена в Церкви для кающихся в глубокой древности и основывается на словах апостола Павла, который, давая Коринфянам совет или правило (канон) прощать грехи кающемуся и принимать его в свое общение, говорит: довольно таковому запрещение, - и присоединяет, что если они примут его в любовь свою, то и он - также. В требнике епитимия называется “каноном (правилом) удовлетворения”. Таким образом, по указанию апостола, епитимия состоит в запрещении согрешившему на время иметь общение с Церковью, почему она и есть наказание. Но в то же время она не имеет значения меры карательной, лишения прав члена Церкви; она является лишь “врачевством духовным”. На языке церковных канонов, епититмия означает добровольное исполнение исповедавшимся, по назначению духовника, тех или иных дел благочестия (продолжительная молитва, милостыня, усиленный пост, паломничество и т.п.

[15] Как известно, песнопения Моисея и Мариами по переходе Израильтян через Чермное море вошли в состав многих песнопений Иоанна Дамаскина и, между прочим, послужили основанием 1 песни канонов

[16] 1 ирмос 1 гласа в октоихе. Октоих был одним из первых песенных трудов святого Иоанна Дамаскина. По словам патриарха Иерусалимского Иоанна, святый Дамаскин, непоколебимый исповедник и страдалец за почитание святых икон, воодушевленный чудесным исцелением руки его, отсеченной врагами веры, воспел сию торжественную песнь: Твоя победительная десница боголепно в крепости прославися, в основание которой положена была победная, благодарственная песнь Моисея при переходе Израильтян чрез Чермное море, - после чего следовали ряды других священных песней, составлявших из себя октоих, или осмогласник (воскресные службы, разделенные на 8 гласов), появление которого произвело перемену во всем составе церковной службы. Еще при жизни святого Дамаскина октоих его принят был по всему востоку, а чрез несколько времени перешел и на запад; впоследствии октоих был умножен песнопениями других христианских песнотворцев, но и в настоящем виде службы на воскресные дни в главном своем составе принадлежат святому Иоанну Дамаскину. Октоих содержит в себе службу на каждый день седмицы, совершаемую по одному из восьми гласов или напевов, чинопоследования вечерни, повечерия, утрени и литургии для будничных дней, а для воскресных, кроме того, - малой вечерни и полунощницы. Пение октоиха начинается в будни после Воскресения (недели) Всех Святых и оканчивается пред субботою недели Мясопустной; в воскресные же дни начинается с Воскресения, следующего за неделей Всех Святых и продолжается до 5 недели великого поста. Не употребляется октоих при богослужении, кроме указанных промежутков, еще в дванадесятые праздники и в предпраздненства их, случающиеся в будни. Октоих придал службе большую определенность и единообразие. Сообщив церковному пению и правильное единообразие и чувства, достойные христианского служения, святой Дамаскин тем самым положил своим октоихом преграду господствовавшему до него в церковном пении неустройству. Из многоразличных мелодий он избрал для церковных песнопений преимущественно такие, кои способны выражать чувствования приличные христианам, и оставил те, кои могут возбуждать чувствования, несообразные с важностью христианства. Он ограничился осмью гласами для того, чтобы молящиеся не развлекались разнообразием и частою переменою напевов, и чтобы определенное число мелодий, удерживая внимание на достойных и вместе понятных для каждого напевах, возбуждало определенные и достойные качества и утверждало в общем внимании дух и содержание воспеваемых молитв. Также определенность напевов положила конец произвольным вымыслам изысканного, рассеянного, неблагоговейного искусства, а простота напевов осмогласника, выражая смиренную простоту молитвы христианской, располагает душу к такой же молитве и, исторгая ее из шума суеты, как бы возносит к престолу Божию. В то же время восемь гласов как бы указывают на восемь голосов небесной Иерархии, непрестанно славословящей Бога: - Божию Матерь, ангелов, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных и праведных, и посему пение октоиха может духовно и таинственно знаменовать немолчное молебное пение по подобию святых, вечно ликующих на небеси пред престолом Божиим. - Музыкальные знаки октоиха святого Иоанна Дамаскина были крюковые.

[17] Впоследствии сия торжественная песнь в честь и прославление Пресвятой Богородицы вошла в состав литургии Василия Великого в качестве задостойника. - Среди других многочисленных песнопений святого Иоанна Дамаскина вообще особенно много было составлено песнопений в честь Богородицы, под особым благодатным покровительством и заступлением Которой он находился. Таковы, например, его каноны на Благовещение, Успение, Рождество Богородицы, “Милосердия двери отверзи нам”, “Преславная Приснодево, Мати Христа Бога, принеси нашу молитву Сыну Твоему”, “Многая множество моих, Богородице, прегрешений”, “Все упование мое на тя возлагаю” и другие. Вообще, как церковный песнопевец, Дамаскин более высок, чем во всех других отношениях, и положительно неподражаем, почему за свои песнопения и назван “Златоструйным”, и это имя вполне приличествует ему: все его песнопения заслуживают наименования песней образцовых; во всех них видно замечательное одушевление, свойственное высокому певцу. Из 64 составленных им канонов самый возвышенный, торжественный и светлорадостный - канон на святую Пасху. Святым Иоанном Дамаскиным составлена и вся Пасхальная служба, после которой в образцах человеческого творчества нельзя найти другой песни, более полной чувствованиями столько же живыми, сколько и высокими, восторгами святыми и истинно неземными. Каноны на Рождество Христово, Богоявление Господне, Вознесение Господне со стихирами приближаются к Пасхальному. Воскресные службы его столько же превосходны по поэтической силе, сколько и по догматическому содержанию. Дамаскиным же написан прекрасный тропарь “Пречистому Твоему образу покланяеися, Благий”. Замечательны также его антифоны и песни надгробные - образцовые и трогательные песни кающейся души. Дамаскиным же составлено было много стихир и других церковных песнопений. Вообще Дамаскин - такой песнописец, выше которого не прежде, ни после не было в Церкви.

[18] Кроме своих песнопений, святой Иоанн Дамаскин прославился своими богословскими сочинениями, которые дают ему почетное место между великими отцами Церкви. Тщательное изучение философии греческого ученого Аристотеля образовало в нем мыслителя отчетливого, точного в свои понятиях и словах. Святой Иоанн первый из отцов Церкви изложил в стройном, систематическом порядке богословское учение Православной Церкви, в чем его неотъемлемая слава. В своих сочинениях Дамаскин является догматиком и полемиком, историком и философом, оратором и поэтом церковным. Трем главнейшим своим сочинениям: диалектике, книге о ересях и изложению веры, совершенно различным по предмету, он дал одно общее название - “Источник знания”. Важнейшим из них является “Изложение православной веры”, составляющее стройное и последовательно изложенное систематическое учение о созерцательных истинах Откровения, служившее образцом для богословов восточных и западных. Кроме того, в таком же строгом порядке святым Иоанном написаны: “Священные параллели” - сличение изречений Священного Писания об уставах веры и благочестия с изречениями отцов и учителей Церкви; предметы здесь расположены по алфавиту для того, чтобы быть ближе к общему разумению; “Руководство” - объяснение важнейших богословских выражений, неправильное понимание которых в древности было причиною ересей; несколько небольших сочинений по догматике: “О правильном размышлении” - с объяснением учения шести вселенских соборов; “О святой Троице”, “Об образе Божием в человеке”, “О природе человека” и прочее. Между сочинениями святого Иоанна против еретиков первое место занимают три слова его против порицающих иконы; ему же принадлежит апология против магометан и сочинения против несториан, монофизитов, монофелитов и манихеев. Далее должно отметить краткие толкования на послания апостола Павла, обширное воспоминание о святом мученике Артемии и его проповеди, например на Преображение Господне, Рождество и Успение Богородицы, Слово об усопших в вере, наставление о восьми злых помыслах и т.д. Наконец важную услугу Дамаскин оказал чину богослужения, пересмотрев и дополнив устав Иерусалимский, составленный преподобным Саввою Освященным и составил месяцеслов

[19] Святый Иоанн Дамаскин скончался около 777 года, 104 лет от роду, и был погребен в лавре Саввы Освященного подле раки святого основателя Лавры. При императоре Византийском Андронике-2 Палеологе (1282-1328 г.) святые мощи его перенесены были в Константинополь.

   
  По благословению Его высокопреосвященства высокопреосвященнейшего Пантелеимона, Архиепископа Ростовского и Новочеркасского.    
Используются технологии uCoz