О превосходстве Христа над Ангелами
1 | Бог, многократно и многообразно говоривший издревле Отцам в Пророках, |
2 | в Последние Дни Сии говорил нам в Сыне, Которого поставил Наследником всего (чрез Которого и веки сотворил). |
3 | Сей, будучи Сияние Славы и Образ Ипостаси Его и держа все Словом Силы Своей, совершив Собою Очищение грехов наших, воссел Одесную {Престола} Величия на Высоте |
4 | (будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал Имя). |
5 | Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты -- Сын Мой, Я ныне родил Тебя, и еще: Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном? |
6 | Также, когда вводит Первородного во Вселенную, говорит: И да поклонятся Ему все Ангелы Божии. |
7 | Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими Духов и Служителями Своими -- Пламенеющий Огонь, |
8 | а о Сыне: Престол Твой, Боже, -- в век века, Жезл Царствия Твоего -- Жезл Правоты. |
9 | Ты возлюбил Правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой Елеем Радости более Соучастников Твоих, |
10 | и: В начале Ты, Господи, основал Землю, и Небеса -- Дело Рук Твоих. |
11 | Они погибнут, а Ты пребываешь. И все обветшают, как риза, |
12 | и как одежду свернешь их, и изменятся, но Ты -- Тот же, и Лета Твои не кончатся. |
13 | Кому когда из Ангелов сказал Бог: Седи Одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в Подножие Ног Твоих? |
14 | Не все ли они суть Служебные Духи, посылаемые на Служение для тех, которые имеют наследовать Спасение? |
1 | Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. |
2 | Ибо, если через Ангелов Возвещенное Слово было Твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, |
3 | то как мы избежим, вознерадев о толиком Спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, |
4 | при засвидетельствовании от Бога Знамениями и Чудесами, и Различными Силами, и Раздаянием Духа Святого по Его Воле? |
5 | Ибо не Ангелам Бог покорил Будущую Вселенную, о которой говорим, -- |
6 | напротив, некто негде засвидетельствовал, говоря: Что значит Человек, что Ты помнишь Его? Или Сын Человеческий, что Ты посещаешь Его? |
7 | Не много Ты унизил Его пред Ангелами -- Славою и Честью увенчал Его и поставил Его над Делами Рук Твоих. |
8 | Все покорил под Ноги Его. Когда же покорил Ему все, то не оставил ничего непокоренным Ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было Ему покорено, |
9 | но видим, что за претерпение Смерти увенчан Славою и Честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по Благодати Божией, вкусить Смерть за всех |
10 | (ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, Приводящего многих Сынов в Славу, Вождя Спасения их совершил через Страдания). |
11 | Ибо и Освящающий и освящаемые, все -- от Единого (поэтому Он не стыдится называть их Братиями, говоря: |
12 | Возвещу Имя Твое Братиям Моим, посреди Церкви воспою Тебя, |
13 | и еще: Я буду уповать на Него, и еще: Вот Я и Дети, которых дал Мне Бог). |
14 | А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы Смертью лишить силы Имеющего Державу Смерти (то есть Диавола) |
15 | и избавить тех, которые от страха Смерти через всю жизнь были подвержены Рабству |
16 | (ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет Семя Авраамово). |
17 | Посему Он должен был во всем уподобиться Братиям, чтобы быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи Народа |
18 | (ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь). |
|
1 | Итак, Братия Святые, участники в Небесном Звании, уразумейте Посланника и Первосвященника Исповедания нашего, Иисуса, Христа, |
2 | Который верен Поставившему Его (как и Моисей во всем Доме Его). |
3 | Ибо Он достоин тем б-ольшей Славы пред Моисеем, чем б-ольшую честь имеет в сравнении с Домом тот, кто устроил его |
4 | (ибо всякий Дом устрояется кем-либо, а Устроивший всё есть Бог). |
5 | И Моисей верен во всем Доме Его, как Служитель, для засвидетельствования того, чт-о надлежало возвестить, |
6 | а Христос -- как Сын в Доме Его (Дом же Его -- мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца). |
7 | Почему, как говорит Дух Святой, Ныне, когда услышите Глас Его, |
8 | не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в День Искушения в Пустыне |
9 | (где искушали Меня Отцы ваши, испытывали Меня и видели Дела Мои сорок лет). |
10 | Посему Я вознегодовал на оный Род и сказал: "Непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они Путей Моих |
11 | Посему Я поклялся во Гневе Моем, что они не войдут в Покой Мой". |
12 | Смотр-ите, Братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога Живого, |
13 | но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: Ныне, чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. |
14 | Ибо мы сделались Причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца |
15 | (доколе говорится: Ныне, когда услышите Глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота -- |
16 | ибо некоторые из слышавших возроптали, но не все, вышедшие из Египта с Моисеем). |
17 | На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в Пустыне? |
18 | Против кого же клялся, что не войдут в Покой Его, как не против непокорных? |
19 | Итак, видим, что они не могли войти за неверие. |
1 | Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается Обетование войти в Покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим -- |
2 | ибо и нам оно возвещено, как и тем, но не принесло им пользы Слово слышанное, не растворенное Верою слышавших, |
3 | а входим в Покой мы, уверовавшие, так как Он сказал: Я поклялся в Гневе Моем, что они не войдут в Покой Мой (хотя Дела Его были совершены еще в Начале Мира, |
4 | ибо негде сказано о Седьмом Дне так: И почил Бог в День Седьмой от всех Дел Своих, |
5 | и еще здесь: Не войдут в Покой Мой). |
6 | Итак, как некоторым остается войти в него (а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность), |
7 | то еще определяет некоторый День (Ныне), говоря через Давида (после столь долгого времени) как выше сказано: Ныне, когда услышите Глас Его, не ожесточите сердец ваших |
8 | (ибо, если бы Иисус Навин доставил им Покой, то не было бы сказано после того о другом Дне). |
9 | Посему для Народа Божия еще остается Субботство |
10 | (ибо, кто вошел в Покой Его, тот и сам успокоился от дел своих -- как и Бог от Своих). |
11 | Итак, постараемся войти в Покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность, |
12 | ибо Слово Божие живо, и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого. Оно проникает до разделения души и Духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные, |
13 | и нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед Очами Его -- Ему дадим отчет. |
| |
14 | Итак, имея Первосвященника Великого, Прошедшего Небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться Исповедания нашего |
15 | (ибо мы имеем не такого Первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха). |
16 | Посему да приступаем с дерзновением к Престолу Благодати, чтобы получить Милость и обрести Благодать для благовременной помощи. |
1 | Ибо всякий Первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на Служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи -- |
2 | могущий снисходить невежествующим и заблуждающим (потому что и сам обложен немощью), |
3 | и посему он должен как за Народ, так и за себя приносить жертвы о грехах. |
4 | И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом (как и Аарон) -- |
5 | так и Христос не Сам Себе присвоил Славу быть Первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя! |
6 | (как и в другом месте говорит: Ты -- Священник вовек по Чину Мелхиседека). |
7 | Он во дни Плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти и услышан был за Свое Благоговение |
8 | (хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, |
9 | и, совершившись, сделался для всех, послушных Ему, Виновником Спасения Вечного, |
10 | быв наречен от Бога "Первосвященником по Чину Мелхиседека"). |
11 | О сем надлежало бы нам говорить много, но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать |
12 | (ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями, но вас снова нужно учить Первым Началам Слова Божия, и для вас нужно "молоко", а не "твердая пища"). |
13 | Всякий, питаемый "молоком", несведущ в Слове Правды (потому что он "младенец"), |
14 | "твердая" же "пища" свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла. |
1 | Посему, оставив Начатки Учения Христова, поспешим к Совершенству, и не станем снова полагать Основание обращению от мертвых дел и Вере в Бога |
2 | (учению о крещениях, о возложении рук, о Воскресении мертвых и о Суде Вечном). |
3 | И это сделаем, если Бог позволит |
4 | (ибо невозможно однажды просвещенных и вкусивших Дара Небесного, и соделавшихся Причастниками Духа Святого, |
5 | и вкусивших Благого Глагола Божия и Сил Будущего Века, |
6 | и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему). |
7 | Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак (полезный тем, для которых и возделывается), получает Благословение от Бога, |
8 | а производящая терния и волчцы -- негодна и близка к проклятию (которого конец -- сожжение). |
9 | Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и д-ержитесь Спасения (хотя и говорим так), |
10 | ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд Любви, которую вы оказали во Имя Его, послужив и служа Святым). |
11 | Желаем же, чтобы каждый из вас -- для совершенной уверенности в надежде -- оказывал такую же ревность до конца, |
12 | дабы вы не обленились, но подражали тем, которые Верою и долготерпением наследуют Обетования. |
13 | Бог, давая Обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, |
14 | говоря: Истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя! -- |
15 | и так Авраам, долготерпев, получил Обещанное. |
16 | Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их -- |
17 | посему и Бог, желая преимущественнее показать Наследникам Обетования Непреложность Своей Воли, употребил в посредство Клятву, |
18 | дабы в двух непреложных вещах (в которых невозможно Богу солгать), твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую Надежду |
19 | (которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во Внутреннейшее за Завесу, |
20 | куда Предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по Чину Мелхиседека). |
1 | Ибо Мелхиседек, Царь Салима, Священник Бога Всевышнего (тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения Царей, |
2 | которому и десятину отделил Авраам от всего), во-первых, по знаменованию имени, -- Царь Правды, а потом и Царь Салима (то есть Царь Мира), |
3 | без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает Священником навсегда. |
4 | Видите, как велик тот, которому и Авраам Патриарх дал десятину из лучших добыч своих. |
5 | Получающие Священство из Сынов Левииных имеют Заповедь брать по Закону десятину с Народа (то есть со своих Братьев -- хотя и сии произошли от чресл Авраамовых), |
6 | но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил Имевшего Обетования |
7 | (без всякого же прекословия меньший благословляется б-ольшим, |
8 | и здесь десятины берут человеки смертные, а там -- имеющий о себе свидетельство, что он живет). |
9 | И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лицо Авраама дал десятину |
10 | (ибо он был еще в чреслах Отца, когда Мелхиседек встретил его). |
11 | Итак, если бы Совершенство достигалось посредством Левитского Священства (ибо с ним сопряжен Закон Народа), то какая бы еще нужда была восставать иному Священнику по Чину Мелхиседека, а не по Чину Аарона именоваться |
12 | (потому что с переменою Священства необходимо быть перемене и Закона), |
13 | ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному Колену, из которого никто не приступал к Жертвеннику, |
14 | ибо известно, что Господь наш воссиял из Колена Иудина (о котором Моисей ничего не сказал относительно Священства). |
15 | И это еще яснее видно из того, что по Подобию Мелхиседека восстает Священник Иной, |
16 | Который таков не по Закону Заповеди Плотской, но по Силе Жизни Непрестающей |
17 | (ибо засвидетельствовано: Ты -- Священник вовек по Чину Мелхиседека). |
18 | Отменение же прежде бывшей Заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности |
19 | (ибо Закон ничего не довел до Совершенства), но вводится Лучшая Надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. |
20 | И как сие было не без Клятвы |
21 | (ибо те были священниками без Клятвы, а Сей -- с Клятвою, потому что о Нем сказано: Клялся Господь, и не раскается: "Ты -- Священник вовек по Чину Мелхиседека"), |
22 | то Лучшего Завета Поручителем соделался Иисус. |
23 | Притом тех священников было много (потому что смерть не допускала пребывать одному), |
24 | а Сей, как Пребывающий вечно, имеет и Священство Непреходящее |
25 | (посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда Жив, чтобы ходатайствовать за них). |
26 | Таков и должен быть у нас Первосвященник -- Святой, Непричастный злу, Непорочный, Отделенный от грешников и Превознесенный выше Небес, |
27 | Который не имеет нужды ежедневно (как те Первосвященники) приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи Народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в Жертву Себя Самого |
28 | (ибо Закон поставляет Первосвященниками человеков, имеющих немощи, а Слово Клятвенное, после Закона, поставило Сына, навеки Совершенного). |
|
1 | Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел Одесную Престола Величия на Небесах |
2 | и есть Священнодействователь Святилища и Скинии Истинной, которую воздвиг Господь, а не человек. |
3 | Всякий Первосвященник поставляется для приношения даров и жертв, а потому нужно было, чтобы и Сей также имел, чт-о принести. |
4 | Если бы Он оставался на Земле, то не был бы и священником, потому что здесь такие священники, которые по Закону приносят дары, |
5 | которые служат Образу и Тени Небесного (как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению Скинии: Смотри, сказано, сделай все по Образу, показанному тебе на Горе). |
6 | Но Сей Первосвященник получил Служение тем превосходнейшее, чем Лучшего Он Ходатай Завета, который утвержден на Лучших Обетованиях |
7 | (ибо, если бы Первый Завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места Другому). |
8 | Но Пророк, укоряя их, говорит: "Вот, наступают дни", говорит Господь, "когда Я заключу с Домом Израиля и с Домом Иуды Новый Завет -- |
9 | не такой Завет, какой Я заключил с Отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из Земли Египетской (потому что они не пребыли в том Завете Моем, и Я пренебрег их)", говорит Господь. |
10 | "Вот Завет, который завещаю Дому Израилеву после тех дней:", говорит Господь, "Вложу Законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их, и буду их Богом, а они будут Моим Народом, |
11 | и не будет учить каждый ближнего своего и каждый Брата своего, говоря: Познай Господа!, потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, |
12 | потому что Я буду Милостив к неправдам их, и грехов их, и беззаконий их не воспомяну более". |
13 | Говоря Новый, показал ветхость Первого, а ветшающее и стареющее близко к уничтожению. |
1 | И Первый Завет имел Постановление о Богослужении и Святилище Земное -- |
2 | ибо устроена была Скиния Первая, в которой был Светильник, и Трапеза, и Предложение хлебов (и которая называется Святое), |
3 | за Второю же Завесою была Скиния (называемая Святое святых), |
4 | имевшая золотую Кадильницу и обложенный со всех сторон золотом Ковчег Завета, где были золотой Сосуд с Манною, Жезл Ааронов Расцветший и Скрижали Завета, |
5 | а над ним -- Херувимы Славы, осеняющие Очистилище (о чем не нужно теперь говорить подробно). |
6 | При таком устройстве в Первую Скинию всегда входят священники совершать Богослужение, |
7 | а во Вторую -- однажды в год один только Первосвященник (не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения Народа). |
8 | Сим Дух Святой показывает, что еще не открыт Путь во Святилище, доколе сто-ит Прежняя Скиния. |
9 | Она есть Образ Настоящего Времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, |
10 | и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до Времени Исправления. |
11 | Но Христос, Первосвященник Будущих Благ, придя с б-ольшею и совершеннейшею Скиниею, Нерукотворенною (то есть не такового устроения), |
12 | и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во Святилище и приобрел Вечное Искупление -- |
13 | ибо, если кровь тельцов и козлов и пепел телицы через окропление освящает оскверненных, дабы чисто было тело, |
14 | то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя, Непорочного, Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел для Служения Богу Живому и Истинному! |
15 | И потому Он есть Ходатай Нового Завета, дабы вследствие Смерти Его, бывшей для Искупления от преступлений, сделанных в Первом Завете, призванные к Вечному Наследию получили Обетованное |
16 | (ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, |
17 | потому что завещание действительно после умерших -- оно не имеет силы, когда завещатель жив). |
18 | Почему и Первый Завет был утвержден не без крови -- |
19 | ибо Моисей, произнеся все Заповеди по Закону перед всем Народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую Книгу, так и весь Народ, |
20 | говоря: Это -- кровь Завета, который заповедал вам Бог |
21 | (также окропил кровью и Скинию, и все Сосуды Богослужебные). |
22 | Да и все почти по Закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения. |
23 | Итак, Образы Небесного должны были очищаться сими, Самое же Небесное -- лучшими сих жертвами |
24 | (ибо Христос вошел не в рукотворенное Святилище, по Образу Истинного устроенное, но в Самое Небо, чтобы предстать ныне за нас пред Лицо Божие, |
25 | и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как Первосвященник входит во Святилище каждогодно с чужою кровью -- |
26 | иначе надлежало бы Ему многократно страдать от Начала Мира). Он же однажды, к Концу Веков, явился для уничтожения греха Жертвою Своею. |
27 | И как человекам положено однажды умереть, а потом -- Суд, |
28 | так и Христос, однажды принеся Себя в Жертву (чтобы подъять грехи многих), во второй раз явится не для Очищения греха, а для ожидающих Его во Спасение. |
1 | Закон, имея Тень Будущих Благ, а не самый Образ Вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними -- |
2 | иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов, |
3 | но жертвами каждогодно напоминается о грехах |
4 | (ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи). |
5 | Посему Христос, входя в Мир, говорит: Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. |
6 | Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. |
7 | Тогда Я сказал: "Вот, иду (как в начале Книги написано о Мне) исполнить Волю Твою, Боже". |
8 | Сказав прежде, что Ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех (которые приносятся по Закону) Ты не восхотел и не благоизволил, |
9 | потом прибавил: Вот, иду исполнить Волю Твою, Боже; отменяет Первое, чтобы постановить Второе. |
10 | По сей-то Воле освящены мы Единократным Принесением Тела Иисуса, Христа. |
11 | И всякий священник ежедневно сто-ит в Служении и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов -- |
12 | Он же, принеся Одну Жертву за грехи, навсегда воссел Одесную Бога, |
13 | ожидая затем, доколе враги Его будут положены в Подножие Ног Его |
14 | (ибо Он Одним Приношением навсегда сделал совершенными освящаемых). |
15 | О сем свидетельствует вам и Дух Святой, ибо сказано: |
16 | "Вот Завет, который завещаю им после тех дней:", говорит Господь, "вложу Законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, |
17 | и грехов их и беззаконий их не воспомяну более" |
18 | (а где прощение грехов, там не нужно приношение за них). |
| |
19 | Итак, Братия, имея дерзновение входить во Святилище посредством Крови Иисуса, Христа, -- Путем Новым и Живым, |
20 | который Он вновь открыл нам через Завесу (то есть Плоть Свою), |
21 | и имея Великого Священника над Домом Божиим, |
22 | да приступаем с искренним сердцем, с полною Верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою! |
23 | Будем держаться Исповедания Упования неуклонно (ибо Верен Обещавший)! |
24 | Будем внимательны друг ко другу, поощряя к Любви и добрым делам! |
25 | Не будем оставлять собрания своего (как есть у некоторых обычай), но будем увещевать друг друга (и тем более, чем более усматриваете приближение Дня Оного, |
26 | ибо, если мы, получив Познание Истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, |
27 | но некое страшное ожидание Суда и Ярость Огня, готового пожрать противников). |
28 | Если отвергшийся Закона Моисеева при двух или трех свидетелях без милосердия наказывается смертью, |
29 | то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за Святыню Кровь Завета, которою освящен, и Духа Благодати оскорбляет? |
30 | Мы знаем Того, Кто сказал: "У Меня Отмщение, Я воздам", говорит Господь, и еще: Господь будет судить Народ Свой. |
31 | Страшно впасть в Руки Бога живого! |
32 | Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий, |
33 | то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии |
34 | (ибо вы и моим узам сострадали, и расхищение имения вашего приняли с радостью -- зная, что есть у вас на Небесах Имущество Лучшее и Непреходящее). |
35 | Итак, не оставляйте Упования вашего, которому предстоит Великое Воздаяние. |
36 | Терпение нужно вам, чтобы, исполнив Волю Божию, получить Обещанное |
37 | (ибо Еще немного, очень немного, и Грядущий приидет, и не умедлит. |
38 | Праведный Верою жив будет, а если кто поколеблется, не благоволит к тому Душа Моя). |
39 | Мы же не из колеблющихся на погибель, но сто-им в Вере ко Спасению души. |
|
1 | Вера же есть осуществление Ожидаемого и уверенность в Невидимом |
2 | (в ней свидетельствованы Древние). |
3 | Верою познаём, что Веки устроены Словом Божиим (так что из Невидимого произошло Видимое). |
4 | Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил Свидетельство, что он праведен (как засвидетельствовал Бог о дарах его); ею он и по смерти говорит еще. |
5 | Верою Енох переселен был так, что не видел смерти (И не стало его, потому что Бог переселил его), ибо прежде переселения своего получил он Свидетельство, что угодил Богу |
6 | (а без Веры угодить Богу невозможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает). |
7 | Верою Ной, получив Откровение о том, чт-о еще не было видимо, благоговея, приготовил Ковчег для спасения Дома своего; ею осудил он {весь} Мир, и сделался Наследником Праведности по Вере. |
8 | Верою Авраам повиновался Призванию идти в Страну, которую имел получить в Наследие, и пошел, не зная, куда идет; |
9 | Верою обитал он на Земле Обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, Сонаследниками того же Обетования |
10 | (ибо он ожидал Города, имеющего Основание, которого Художник и Строитель -- Бог. |
11 | Верою и сама Сарра {будучи неплодна} получила силу к принятию семени и не по времени возраста родила (ибо знала, что Верен Обещавший, |
12 | и потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много Звезд на Небе и как бесчислен песок на берегу морском). |
13 | Все сии умерли в Вере, не получив Обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на Земле |
14 | (ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут Отечества). |
15 | И если бы они в мыслях имели то Отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться -- |
16 | но они стремились к Лучшему (то есть к Небесному), посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом (ибо Он приготовил им Город). |
17 | Верою Авраам, будучи искушаем, принес в Жертву Исаака и, имея Обетование, принес Единородного, |
18 | о котором было сказано: В Исааке наречется тебе Семя |
19 | (ибо он думал, что Бог Силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в Предзнаменование). |
20 | Верою в Будущее Исаак благословил Иакова и Исава. |
21 | Верою Иаков, умирая, благословил каждого Сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего. |
22 | Верою Иосиф при кончине напоминал об Исходе Сынов Израилевых и завещал о костях своих. |
23 | Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими (ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились Царского повеления). |
24 | Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться Сыном Дочери Фараоновой |
25 | и лучше захотел страдать с Народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, |
26 | и Поношение Христово почел б-ольшим для себя Богатством, нежели египетские сокровища (ибо он взирал на Воздаяние); |
27 | Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского (ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд); |
28 | Верою совершил он Пасху и пролитие крови (дабы Истребитель первенцев не коснулся их). |
29 | Верою перешли они Чермное Море, как по суше (на чт-о покусившись, египтяне потонули). |
30 | Верою пали Стены Иерихонские, по семидневном обхождении. |
31 | Верою Раав Блудница, с миром приняв соглядатаев {и проводив их другим путем}, не погибла с неверными. |
32 | И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и {других} Пророках, |
33 | которые Верою побеждали Царства, творили Правду, получали Обетования, заграждали уста львов, |
34 | угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; |
35 | жены получали умерших своих воскресшими. Иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить Лучшее Воскресение. |
36 | Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, |
37 | были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в м-илотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. |
38 | Те, которых весь Мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. |
39 | И все сии, Свидетельствованные в Вере, не получили Обещанного, |
40 | потому что Бог предусмотрел о нас нечто Лучшее, дабы они не без нас достигли Совершенства. |
1 | Посему и мы, имея вокруг себя такое Облако Свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, |
2 | взирая на Начальника и Совершителя Веры, Иисуса (Который вместо Предлежавшей Ему Радости претерпел Крест, пренебрегши посрамление, и воссел Одесную Престола Божия). |
| |
3 | Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими! |
4 | Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, |
5 | и забыли Утешение, которое предлагается вам, как Сынам: Сын мой! Не пренебрегай Наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя |
6 | (ибо Господь, кого любит, того наказывает, бьет же всякого Сына, которого принимает). |
7 | Если вы т-ерпите Наказание, то Бог поступает с вами, как с Сынами (ибо есть ли какой Сын, которого бы не наказывал Отец?); |
8 | если же остаетесь без Наказания (которое всем обще), то вы -- незаконные дети, а не Сыны. |
9 | Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу Духов, чтобы жить? |
10 | Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней, а Сей -- для пользы, чтобы нам иметь Участие в Святости Его. |
11 | Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью, но после наученным через него доставляет Мирный Плод Праведности. |
12 | Итак, укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени |
13 | и ход-ите прямо ногами вашими (дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось). |
14 | Старайтесь иметь мир со всеми и Святость, без которой никто не увидит Господа. |
15 | Наблюдайте, чтобы кто не лишился Благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие; |
16 | чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего Первородства |
17 | (ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать Благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей Отца, хотя и просил о том со слезами). |
| |
18 | Вы приступили не к Горе, осязаемой и пылающей Огнем, не ко Тьме, и Мраку, и Буре, |
19 | не к Трубному Звуку и Гласу Глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо Слово, |
20 | ибо они не могли стерпеть того, чт-о заповедуемо было: Если и зверь прикоснется к Горе, будет побит камнями {{или поражен стрелою}} |
21 | (и столь ужасно было это Видение, что и Моисей сказал: Я в страхе и трепете!). |
22 | Но вы приступили к Горе Сиона, и ко Граду Бога Живого (к Небесному Иерусалиму) и Тьмам Ангелов, |
23 | к Торжествующему Собору и Церкви Первенцев, написанных на Небесах, и к Судии всех -- Богу, и к Духам Праведников, достигших Совершенства, |
24 | и к Ходатаю Нового Завета -- Иисусу, и к Крови Кропления, говорящей лучше, нежели Авелева. |
25 | Смотр-ите, не отвратитесь и вы от Говорящего! Если те, не послушав Глаголавшего на Земле, не избегли Наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с Небес, |
26 | Которого Глас тогда поколебал Землю, и Который ныне дал такое Обещание: Еще раз поколеблю не только Землю, но и Небо |
27 | (слов-а: Еще раз означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло Непоколебимое). |
28 | Итак, мы, приемля Царство Непоколебимое, будем хранить Благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом |
29 | (потому что Бог наш есть Огонь Поядающий). |
|
1 | Братолюбие между вами да пребывает! |
2 | Страннолюбия не забывайте (ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам). |
3 | Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле. |
4 | Брак у всех да будет честен и ложе непорочно (блудников же и прелюбодеев судит Бог). |
5 | Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть (ибо Сам сказал: Не оставлю тебя и не покину тебя!, |
6 | так что мы смело говорим: Господь мне Помощник, и не убоюсь -- чт-о сделает мне человек?). |
7 | Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте Вере их. |
8 | Иисус, Христос, вчера, и сегодня, и вовеки -- Тот же! |
9 | Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь, ибо хорошо Благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими |
10 | (мы имеем Жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие Скинии). |
11 | Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится Первосвященником во Святилище, сжигаются вне стана, |
12 | то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне Врат. |
13 | Итак, выйдем к Нему за Стан, нося Его Поругание |
14 | (ибо не имеем здесь Постоянного Града, но ищем Будущего). |
15 | Итак, будем через Него непрестанно приносить Богу Жертву Хвалы (то есть Плод уст, прославляющих Имя Его). |
16 | Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу. |
17 | Повинуйтесь Наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет (чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно). |
| |
18 | Мол-итесь о нас, ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно |
19 | (особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам). |
20 | Бог же Мира, Воздвигший из мертвых Пастыря Овец Великого Кровию Завета Вечного, Господа нашего Иисуса, {Христа}, |
21 | да усовершит вас во всяком добром деле к исполнению Воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса, Христа (Ему Слава во веки веков!). Аминь! |
22 | Прошу вас, Братия, примите сие слово увещания (я же не много и написал вам). |
23 | Знайте, что Брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним -- если он скоро придет -- увижу вас. |
24 | Приветствуйте всех Наставников ваших и всех Святых! Приветствуют вас италийские. |
25 | Благодать со всеми вами! Аминь! |