Сектоведение

Глава 10.
"Трансцендентальная медитация" (ТМ)

1. Человек, сам не ведая того и даже, может быть, являясь христианином, приносит жертву идолам

Разработанные Махариши Трансцендентальная Медитация и
программа ТМ-Сидхи раскрывают скрытый гений каждого студента.

Рекламный материал ТМ

Эта псевдоиндуистская тоталитарная секта, использующая новейшие разработки в области маркетинга, распространена в России довольно широко. В последнее время деятельность ее становится все более заметной. Действуют кружки и клубы по изучению трансцендентальной медитации, а в городах Щелково и Фрязино Московской области, а также в Омске, Иркутске (а возможно, и в других местах) есть заводы по производству идоложертвенных кондитерских изделий (“Печенье Махариши”), которые широко продаются по всей стране. В прессе постоянно появляются рекламные публикации о секте и ее методе, а ТМ-овцы чрезвычайно активно проникают в политические и политологические круги, предлагая гарантированно навести в стране порядок при помощи разработанных их организацией “научных” методов. В то время как другие секты добиваются признания за собой религиозного статуса (например, сайентология, которая во всех странах требует, чтобы ее считали религией), ТМ, наоборот, всячески от этого открещивается. Ее организатор “Его Святейшество” Махариши Махеш Йоги (или Махеши Йоги) избрал другой путь распространения своей организации: он утверждает, что ТМ не имеет ничего общего ни с какой религией — это исключительно научный медицинский метод, который помогает человеку расслабиться, увеличить свой потенциал, улучшить здоровье.

В студенческих городках западных университетов была развернута активная кампания за трансцендентальную медитацию посредством “крутых” надписей типа: “Хочешь получить кайф без наркотиков — приходи к нам: заторчишь, как слива в банке!” На кого-то это действует. Члены секты очень любят демонстрировать разные таблицы и графики: ТМ начала применяться в таком-то городе — и кривая преступности резко поползла вниз, и чем дальше, тем больше. А все потому, что жители начали медитировать. Начните медитировать в вашем микрорайоне, и у вас кривая преступности поползет вниз, а кривая производительности поползет вверх. И тут же нарисуют на доске кривую и покажут кучу других графиков, где кривая смертности ползет вниз, а кривая самочувствия взмывает вверх.

В начале мы уже говорили о том, как проходит инициация (пуджа [1]) в ТМ: допустим, вы заинтересовались этим “научным методом”: на первой лекции, где лектор показывает указкой на всевозможные кривые, вся стена увешана графиками. Вот энцефалограмма, которую сняли у медитирующего человека, и на ней кривая одна, а у не медитирующего она выглядит по другому. Посмотришь — и правда, вроде есть разница. На не информированного человека все это может произвести впечатление. А как только потенциальный клиент заинтересуется, ему говорят: у нас все начинается с инициации; в ней ничего религиозного нет, но поскольку наш организатор — индус, то обычно мы начинаем с фольклорной церемонии. Приходите, захватите с собой чистый белый платочек, яблоко или апельсин и цветок.

И вот человек приходит в полутемную комнату, где устроено что-то вроде алтаря с фотографией гуру, которого основатель ТМ Махариши Махеш Йоги называет своим учителем. Этого волосатого бородатого индуса звали Свами Брахмананда Сарасвати Махарадж, или попросту Гурудев. Курятся ароматические палочки, горят свечи. Новопришедшему велят расстелить платок и положить на него фрукт, который он принес. Он делает это, а затем его инструктор становится на колени и начинает бормотать что-то длинное и непонятное на санскрите. Естественно, новопришедший ничего не понимает, но на самом деле произносимый текст является молитвой посвящения себя гуру, который называется “богом”, “всевышним” и т. п. Гурудев провозглашается воплощением индийских божеств. Потенциальный адепт стоит рядом и держит цветочек, что является типичной индусской молитвенной позой. Потом гуру шепчет что-то очень тихо — оказывается, он произносит индивидуальную мантру новопришедшего, которую тот должен будет повторять по 20 минут утром и вечером. Но поскольку он шепчет очень тихо, а мантру никому нельзя говорить, то новичок вынужденно становится рядом с ним на колени, и тогда уже ему на ухо шепчут мантру. Это и есть еще один пример так называемого “трансцендентального лукавства”, когда человек, сам не ведая того и даже, может быть, являясь христианином, принес жертву идолам, принял участие в молитве им и даже встал перед ними на колени.

Новичку скажут, что его мантра индивидуально подобрана для него и известна лишь ему. Повторяя ее, он добьется положительных результатов: здоровье улучшится, умственный потенциал повысится, он получит кайф без наркотиков, из которого ему не захочется выходить, потому что он все время будет плавать в блаженстве и со всех сторон на него будут сыпаться благодеяния. Если кто-нибудь захочет его ограбить, то по пути он наверняка споткнется и упадет. И вообще если бы во всем мире медитировали, то давно бы уже наступило всеобщее благоденствие и процветание, потому что с теми, кто медитирует, ничего плохого произойти не может. Мантра — это страшная тайна; ее знал только инструктор, но и тот забыл, поэтому знает ее только человек, которому она была дана, и если, не дай Бог, он произнесет ее при ком-то вслух, это может послужить причиной ужасных несчастий как для него, так и для человека, случайно узнавшего его тайну. Таким образом человека держат в секте посредством страха, что является не чем иным, как заурядным шантажом.

На самом деле никакого секрета тут нет: мантра дается соответственно возрасту, в котором человек прошел инициацию. Если спросить у члена секты, в каком возрасте он был посвящен, а потом сказать ему вслух его мантру, это производит потрясающий эффект. Вот этот страшный “секретный” список:

Прошедшему пуджу в возрасте от 4 до 10 лет от роду дается мантра Инг, от 10 до 12 — Им, от 12 до 14 — Инга, от 14 до 16 — Имма, от 16 до 18 — Айнг, от 18 до 20 — Айм, от 20 до 22 — Айнга, от 22 до 24 — Айма, от 24 до ЗО — Ширинг, от 30 до 35 — Ширим, от 35 до 40 — Хиринг, от 40 до 45 — Хирим, от 45 до 50 — Киринг, от 50 до 55 — Кирим, от 55 до 60 — Шиам, после 60 лет — Шиама [2].

Все это — имена и эпитеты индийской богини смерти Кали, которая обычно изображается с высунутым кровавым языком, в ожерелье из черепов и с мужскими, женскими и детскими трупами, висящими у нее на поясе. В руках она держит секиры, с которых стекает кровь. Именно эту богиню призывают медитаторы, произнося свою мантру.

2. Трансцендентальная медитация понравилась многим, ибо предъявляла мало требований, но обещала большой эффект

Движение ТМ началось в 1952 Г. В Калифорнию Приехал бородатый гуру из Индии и тут же зарегистрировал религиозную некоммерческую организацию, которая поначалу называлась “Фондом духовной регенерации”. Человек этот называл себя Махариши Махеш Йоги. Его настоящее имя — Махеш Прасад Варма. Он родился в 1911 г. в семье сборщика налогов, в 1942 г. закончил Аллахабадский университет, получив специальность инженера, немного поработал на заводе, но вскоре увлекся духовными исканиями, в результате которых стал учеником уже известного нам знаменитого гуру Свами Брахмананда Сарасвати Махараджа (Гурудева). Этот Гурудев был любимым гуру первого президента Индийской республики Раджендры Прасада и, следовательно, очень влиятельным человеком.

Махариши Махеш Йоги утверждает, что был лучшим учеником Гурудева, но, кроме его собственных слов, это ничем не подтверждается — как и то, что перед смертью Гурудев якобы призвал его к себе и поручил изобрести новый способ медитации, который был бы эффективен и доступен любому человеку, чтобы любой человек мог применить его к себе и достичь “сознания абсолютного бытия”. По ТМ-овской легенде, Махариши отнесся к поручению очень серьезно: он якобы удалился в гималайскую пещеру и невылазно просидел в ней, медитируя, целых два года, после чего вышел из пещеры и объявил о создании нового метода. Махариши стал ездить по Индии и пропагандировать этот свой метод, но особого успеха не достиг, так как в Индии гуру очень много и конкуренция среди них велика. Тогда он решил поехать в Калифорнию, где легко можно было всего добиться, тем более что на Западе стала возрастать популярность восточных учений.

Поначалу дела у Махариши шли ни шатко ни валко, покуда жизнь несвела его с членом группы “Битлз” Джорджем Харрисоном, которому метод очень понравился, потому что предъявлял мало нравственных требований, но обещал большой эффект. После этого дела у Махариши пошли в гору. Трансцендентальной медитацией начала заниматься вся группа “Битлз” (это было еще до того, как они увлеклись кришнаизмом). Потом стала медитировать группа “Роллинг Стоунз”, потом — актриса Ширли МакЛейн (сейчас она — апостол новоязыческого движения “Нью эйдж”) и другие голливудские звезды. Так Махариши неожиданно для себя и сам оказался звездой первой величины. Про него все говорили, но методы, которые он разработал, были весьма дорогостоящими и довольно сложными. Джордж Харрисон и Джон Леннон могли это себе позволить, но какому-нибудь слесарю или студенту они были не по карману. Поэтому популярность его столь же резко пошла вниз, сколь резко она первоначально взлетела. И тогда предприимчивый и оборотистый гуру понял, что зашел не с того конца.

Он засел уже не в гималайской пещере, а в многозвездочном отеле “Калифорния”, где полностью перелопатил свою программу, убрав из нее все ссылки на религию и на религиозность. Главное, что добавил к ней Махариши, - это эффективные маркетинговые методы. Он закрыл свой фонд и основал новую организацию — “Международное студенческое общество медитации”. Сразу же стали возникать его отделения во всех университетских студенческих городках, и вот тут-то он попал, что называется, в струю, потому что студенты повально увлекались Востоком. К тому же то, что он предложил, уже не называлось религией — все было построено на “научных” и “психологических” методах. Махариши подчеркивал не духовную значимость своего изобретения, а материальную: начните медитировать — и сразу у вас появятся хорошие отметки, вы сможете найти работу и т. п. Ну, а если хочешь “поторчать”, то зачем тебе вредные наркотики, когда у нас можно “поторчать” и без них.

Буквально через несколько лет в империи ТМ было уже 6 тысяч учителей и 20 млн долларов годового дохода, что по тем временам были деньги сумасшедшие. С тех пор доходы постоянно возрастали. Основной рекламный упор делался на то, что трансцендентальной медитации очень легко научиться, что она может дать наслаждение, обеспечить глубокий отдых и расслабление, необходимые при динамичной работе, улучшить ясность восприятия, активизировать творческий ум, расширить осознание действительности, обеспечить развитие личности естественным путем. По словам Махариши, все Это очень просто: медитируйте по 20 минут утром и вечером — повторяйте данную вам мантру и пользуйтесь методом, который практикуют во всем мире пилоты, министры, домохозяйки, строители, лесорубы, ученые — все, все, все. Это было совершенно не похоже на сложную индийскую философию и пропагандировалось с помощью добротного маркетинга и передовой рекламы.

3. Бывшие “медитаторы” рассказывали, что во время упражнений переживали страшные бесовские видения

Вначале, когда Махариши только еще приехал в Америку, он говорил об “Абсолютном бытии”, что для этой страны было слишком религиозным термином. Перерабатывая свою систему, он заменил этот термин на “Творческий интеллект” (отечественные ТМ-овцы переводят этот термин как “Созидательный разум”), что было более похоже на научный термин. Однако для Махариши этот эвфемизм значил ровно то же самое, что и “Абсолютное бытие”, то есть был синонимом Бога. Бог, как понимает его Махариши, — это все, что нас окружает (типично пантеистическое мировосприятие), это та безличная сила, которая пронизывает все в этом мире, отождествляется со всеми вещами в нем. Бог больше природы — это сама вселенная и все, что есть во вселенной, кроме зла. Зло из системы Махариши совершенно выпадает: непонятно, откуда оно явилось и какова его сущность. ТМ предлагает весьма оптимистический взгляд на человека и на природу. “Я есть То, ты есть То, все это — То. Есть только одно То, и ничего нет больше Того”. “То” — это и есть упоминание о Созидательном разуме, или о Боге. Таким образом, мы видим, что Бог — это не Личность.

Все, о чем говорит Махариши, можно найти в индуистских писаниях, но чтобы пояснить его учение о Боге, нужно ввести еще два термина — в том смысле, в каком употребляет их он сам. Первый из них — прана. Махариши его употребляет в значении некой направленности Бога на творчество: Бог не может не творить, и прана — это его неотъемлемая часть. Махариши сравнивает Бога с океаном, из которого постоянно вытекает разнообразие жизни. В невидимой форме это ум, а в материальной — материя. Все это вытекает из Бога.

Второй термин — карма. У Махариши это — формирующая сила, которая определяет все разнообразие бытия. Если Бог — это океан, то карма — это сила, которая действует внутри океана и творит волны. Карма — это действие, это то, что заставляет все живое существовать, жить. У кармы есть цель — ум, или интеллект; у интеллекта тоже есть цель — это карма. Постоянно идет цикл превращений и перевоплощений: например, душа перевоплотилась в жука; если жук вел себя хорошо, то у него есть возможность перевоплотиться в лошадь. Если лошадь вела себя хорошо, у нее есть возможность перевоплотиться в корову, у коровы — в человека и так далее. Та же самая карма управляет и Богом, который тоже находится под властью кармы. Он определяет карму, но сам не свободен от нее.

Человек состоит из тела, ума и внутреннего “я”. Тело — это оболочка, данная нам праной и кармой. Внутри тела находится ум, который сам по себе невидим, но обладает опытом и может действовать. Внутреннее “я” — это семя Бога, которое живет в каждом из нас, Это некая светящаяся точка, которая проявляется в наших действиях. Пока нам повезло в воплощении и мы являемся людьми, нужно развивать в себе сознание Бога, потому что клоп, в которого мы тоже можем воплотиться, развивать в себе сознание Бога не может. Мы умираем, и тело распадается, но самое важное — внутреннее “я— остается. Если мы сознаем, что жизнь от Бога и что Бог выражается в творчестве, чистоте и блаженстве, то мы вступаем в Божественную жизнь.

Согласно Махариши, цель жизни — это расширение счастья. Добиться расширения счастья, опять же, можно лишь будучи человеком. У каждого есть возможность эволюционировать к совершенному осознанию Бога. Разум, сила, энергия, творчество, блаженство — все это высшие качества человека. Цель человечества — расширение счастья — позволяет людям все эти качества взращивать в себе в полной, чистой форме. Человечество является мостом между Богом и всем остальным миром; его задача — приобрести разум, силу, энергию, творчество и блаженство и распространять эти качества на все остальные проявления Бога и на все остальные формы жизни. Махариши утверждает, что любой человек может развить в себе все эти характеристики, но большинству это не удается; многим — просто потому, что они безразличны к задаче воспитания в себе божественной природы, что и является причиной всех ошибок и падений человечества. Из-за того, что мы такие безразличные, мы не знаем, как открыть и достичь Бога внутри себя, а потому не видим в жизни подлинной цели и не можем соединить тело, ум и внутреннее “я”, чтобы они вместе участвовали в естественном процессе эволюции. Эволюция же, согласно Махариши, — это воплощения, из которых мы можем вырваться и не превращаться ни во что более, можем развить в себе блаженное осознание Бога. То есть нужно развивать и расширять в себе Абсолютное бытие и самому в этом безличном бытии растворяться.

Пока мы живы, нет ничего плохого в том, чтобы наслаждаться всеми радостями жизни. Покуда мы люди, мы все равно лучше любого животного. Но у человека есть разум, и нужно помнить, что все наши злые поступки нам засчитываются. Если камень бросить в океан, волны будут распространяться бесконечно — так и любое наше дело производит волны по всему простору Божества, и когда-нибудь мы обязательно получим воздаяние за свои поступки. Если мы успели открыть в себе абсолютное бытие и уйти в него, то кару вместо нас получают наши ближайшие родственники. Как же уберечься от этого? Только ТМ может создать обратные волны, способные погасить волны от злых деяний и улучшить общее состояние мира.

Бог не защищен от поступков, которые мы совершаем: они воздействуют на него; нужно соединиться общей целью с Богом — целью, ради которой он создает вселенную. Тут и вступает в действие трансцендентальная медитация. У обычного человека, учит Махариши, есть три состояния сознания: бодрствование, сон со сновидениями и сон без сновидений. Мы не выходим за пределы этих трех состояний. Но Махариши объявил, что есть еще четвертая стадия — полное осознание внутреннего “я”. Это состояние наступает тогда, когда вы полностью отсекаете от себя все и остаетесь наедине с безличным Богом, который находится внутри вас. Именно тогда вы начинаете полностью осознавать внутреннее “я”.

Махариши говорит, что это и есть та реальность, на фоне которой существуют три первых состояния. Он называет это состоянием чистого сознания и говорит, что без помощи ТМ такого состояния добиться невозможно. Когда человек, занимаясь ТМ, достигает этого состояния, то оказывается, что это еще не все — есть также пятое состояние, когда к полному осознанию внутреннего “я” добавляется новое осознание внешнего мира: не умом, а через чувства. Прожив несколько лет в этом состоянии, вы можете за определенную сумму достичь и следующего состояния, когда осознаете сущность бытия во всей полноте и придете к пониманию Абсолютного бытия. Это состояние называется “единством”.

Итак, первое состояние — это бодрствование (использование чувств и разума); второе состояние — сон со сновидениями, или “глубокое мечтание” (переживание вещей, которые не являются реальностью); третье состояние — сон без сновидений (состояние бессознательности); четвертое состояние — состояние чистого сознания (очищение ума, отказ от всех внешних впечатлений, от всего известного; очищение своего ума для глубокого внушения, отлучение от мира чувств); пятое состояние — одновременное ощущение реальности и нереальности (на самом деле это смешанное первое и второе состояния, когда не ощущается различия между фантазией и реальностью); шестое состояние — полное отключение от внешнего мира (мир воспринимается как галлюцинация). И, наконец, седьмое состояние (в котором, по всей видимости, все предыдущие состояния усиливаются)—это уже чистое безумие. Начиная с четвертого состояния, ум работает без тормозов, человек уже более не является самим собой. Махариши говорит, что в седьмом состоянии нужно полностью сдаться, поклониться и покориться всемогущей силе природы. В христианской терминологии эта “всемогущая сила” называется князем мира сего. Чтобы сдаться, нужно отказаться от всех мыслей, даже от мысли о том, что вы хотите сдаться. Делается это при помощи ТМ (конечно, за определенную плату): человек “вылетает в астрал”, и никакими силами до него уже не достучаться.

Само слово “трансцендентальный означает переход границы. Махариши говорит, что нужно осознать Абсолютное бытие, которое находится по ту сторону наших ощущений. Чтобы его познать, нужно перейти границу наших чувств. Сама по себе медитация — это процесс концентрации, когда человек фокусирует свой ум лишь на одном объекте, отключаясь от всего остального. Для Махариши этот объект является Богом — Абсолютным бытием, или Созидательным Разумом (в более поздней терминологии). Но Бог далеко, концентрироваться на нем трудно. Именно поэтому дается мантра, на которую нужно медитировать. Теоретически человек должен постоянно вдумываться в звучание и смысл этой мантры, но смысла мантры ее носитель не знает—она на санскрите, поэтому медитировать остается только на звуке. А каждая мантра, как уже отмечалось выше, — это имя, титул или свойство богини смерти Кали; таким образом, адепт ТМ концентрируется на звуках имен, отключаясь от всего остального мира, иными словами, отказывается от помощи Бога и постоянно призывает неизвестное и чуждое ему божество. Посредством этого он переходит из одного состояния в другое, и таким образом движется творческая эволюция, к которой и призывает Махариши.

Для христианина совершенно очевидно, что это такое и к чему ведет. Многие бывшие “медитаторы” рассказывали, что во время упражнений переживали страшные бесовские видения. Другие говорят о каталепсии, отключении сознания, психических срывах.

4. Преподавание трансцендентальной медитации в американских школах было запрещено

В Центре структуры ТМ — ядро распространителей, штатных сотрудников, ответственных за разрастание медитации по всему миру. Их задача — добиться, чтобы люди начали пользоваться трансцендентальной медитацией и по меньшей мере оставались в состоянии, так сказать, “внемлющих”, платя денежки и медитируя. Главное — получать деньги и распространять влияние. Помимо “внемлющих”, есть еще и внутренний круг, в который входят “посвященные”, то есть дошедшие до высших уровней ТМ. Лучшие из “внемлющих” переходят в состояние “посвященных”. Их мантра постепенно расширяется: к данному при пудже слову добавляются по одному другие слова, пока не получается целая фраза, описывающая свойства “великой богини” Кали и являющаяся молитвенным обращением к ней. Из самых надежных “посвященных” отбираются штатные сотрудники.

Возможно, ТМ является самой американизированной из всех неоиндуистских групп, действующих в христианском мире. [3] Махариши возглавляет весьма жесткую организацию: ее сверху донизу контролируемой структуре может позавидовать любая бизнес-корпорация. Он основал свою империю, чтобы претворить в реальность “Всемирный План”, состоящий из семи последовательно ставимых амбициозных целей:

1. Развить полный потенциал личности;

2. Улучшить правительственные достижения;

3. Реализовать высшую идею образования;

4. Уничтожить вековую проблему преступности и любого поведения, приносящего несчастье семье человеческой;

5. Максимализировать разумное использование окружающей среды;

6. Добиться исполнения экономических стремлений людей и общества;

7. Добиться исполнения духовных целей человечества в этом поколении [4].

Иными словами, “нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме”. Другое дело, что Махариши не просто провозглашает эти цели — он реально делает все возможное для их осуществления. Деятельность империи ТМ канализируется в программы, связанные с конкретным претворением в жизнь утопии Махариши. Об этом свидетельствуют созданные им организации: “Международное студенческое общество медитации”; “Американское общество медитации”; -Всемирный плановый исполнительный совет-; “Американский фонд созидательного разума”; “Международный университет Махариши”; “Институт физической подготовки и спортивного совершенства”; “Соединенный организационный конгломерат”. Отделения этих структур открываются во всех странах, где действует ТМ. Например, в России филиалы “Международного университета Махариши” действуют в Москве, Санкт-Петербурге, Омске и других городах. По сообщению журнала “Деньги”, главный филиал университета Махариши сейчас находится в Набережных Челнах. Возможно, в скором времени он будет переведен в Казань, где для этого возводится роскошное здание. [5] Действует в Москве и “Международный университет технологии Махариши”.

С недавнего времени в газетах стали появляться рекламные объявления “Открытого университета Махариши” с девизом — “Полное знание для полного развития мозга — основа успеха в жизни”. Объявления украшены портретом изрядно постаревшего и полысевшего, но все еще бодрого Махариши в украинской рубахе. Реклама гласит:

Его Святейшество Махариши Махеш Йоги, который подарил миру Трансцендентальную Медитацию 40 лет назад и открыл путь к просветлению миллионам людей, сейчас предлагает Полное Знание каждому человеку через Открытый Университет Махариши, для полного развития мозга и полного раскрытия его космического потенциала, чтобы достичь совершенства в жизни отдельного человека и всего общества — Рая на Земле [6]

“Курс Полного Знания” (разумеется, платный, о чем, правда, в объявлении не сообщается) можно пройти всего за 6 месяцев, собираясь на два часа дважды в неделю. Даются контактные телефоны в 37 городах России, а также телефоны городов Казахстана, Молдовы, Украины и Белоруссии.

Весь мир поделен Махариши на 12 “часовых поясов”, во главе каждого из которых стоит лично назначенный главой секты пуруши. Россия являет собой 5-й часовой пояс. Российский пуруши — француз Гвенаэль Буше.

Империя Махариши включает в себя и промышленные предприятия. Есть они и в нашей стране. Вспомним кондитерские фабрики в Подмосковье и в Сибири. А это лишь — вершина айсберга... Каждая из организаций играет весьма важную роль в исполнении “Всемирного Плана”. Их развитие не пущено на самотек. Махариши весьма серьезен относительно своей религии и ее всемирного распространения.

Распространение невозможно без искусного использования средств массовой информации. Махариши держит группу экспертов, которые руководят громадным издательским комплексом, телевизионной студией и отношениями с общественностью во всех влиятельных областях человеческой жизни. Особенно они заинтересованы в том, чтобы придать ТМ видимость научного метода. ТМ платит значительные суммы ученым, публикующим материалы о научной значимости открытий Махариши и о “доказанности” благотворного влияния медитации на организм. Известна докторская диссертация, написанная членом секты Робертом Кийтом Уоллесом, в которой он утверждал, что ТМ вызывает замедление сердцебиения и общее расслабление всего организма. С тех пор было доказано, что этих результатов можно добиться и куда более простыми и безопасными методами, однако ТМ-овцы широко раструбили результаты исследований Уоллеса и продолжают ссылаться на него. Имеется и целый ряд других исследований; большая часть из них основана на нечистых и неконтролируемых экспериментах и ровно ничего не доказывает. Но сам факт, что кто-то научно изучал применение ТМ к той или иной проблеме, сектанты используют как доказательство научности всего метода.

По ряду сообщений, международная экологическая организация “Гринписсвязана с ТМ. В ряде стран ТМ создала свои политические партии под названием “Партия естественного закона”. Правда, им пока еще нигде не удавалось добиться успеха на выборах. Самого большого на сегодняшний момент успеха ТМ добилась в 1997 году, когда медитатор Уильям Хэйг был избран лидером консервативной партии Великобритании. Но с тех пор консерваторы так и не смогли выйти из глубокого внутреннего кризиса.

ТМ использовалась в различных программах по излечению от алкоголизма и наркомании, в том числе и в армии США (до 1977 г.). Использовалась она и в тюрьмах. Махариши смог добиться этого, уверяя, чтоТМ не имеет никакого отношения к религии. Не оставил он своим вниманием и мир бизнеса. В бизнес-журналах стали появляться статьи, превозносящие выгоду от ТМ для предпринимателей и воспроизводящие графики Уоллеса и других. Была опубликована и широко распространена брошюра “Созидательный разум для бизнесменов”. Хвалебные статьи о ТМ появлялись в журналах, используемых авиакомпаниями для перелетов. Их можно было увидеть повсюду. 70-е годы стали годами триумфа ТМ.

Махариши стремился к большему. Он приложил максимальные усилия, чтобы проникнуть в систему образования, в систему юриспруденции и в структуры управления. В результате его усилий с 1974 г. ТМ стали преподавать во многих американских школах. Махариши была предоставлена государственная субсидия для разработки школьного учебника. Все это стало возможным благодаря постоянным утверждениям Махариши, что ТМ не является религией. Таким образом был обойден параграф американской Конституции о разделении церкви и школы.

По всей видимости, Махариши положительно относится к возможности применения “трансцендентального лукавства”. Ведь если он действительно считает, что ТМ не является религией, то как следует трактовать его высказывание: “Трансцендентальная медитация — это путь к Богу”? [7] В другом месте Махариши называет ТМ “воплощением всех религий, простой практикой, глубокой трансцендентальной медитацией”. [8] Махариши открыто признается в необходимости применения тактики обмана: “В те времена и в тех местах, где религия доминирует в массовом сознании, трансцендентальная, глубокая медитация должна преподаваться в религиозных терминах... Сегодня, когда политика руководит судьбой человека, учение должно прежде всего основываться на сфере политики, а затем — на уровне экономики... Похоже, что в настоящий момент наша глубокая трансцендентальная медитация должна стать доступной для людей через правительственные агентства”. [9]

Точка в этой противоречивой ситуации была поставлена судом штата Нью-Джерси (США), который в 1977 г. запретил распространение учения НТИ/ТМ (“Наука Созидательного Разума/Трансцендентальная Медитация”) в школах, придя к следующему выводу:

... Учение НТИДМ религиозно по своей природе; другое заключение недопустимо и необоснованно... Хотя ответчики предоставили суду более 1500 страниц писем, аффидевитов и свидетельств для противопоставления ходатайству истцов о вынесении определения в их пользу, ответчики не смогли вызвать даже малейшего сомнения по поводу фактов или религиозной природы учения НТИ и пуджи. Учение НТИДМ в ньюджерсийских государственных средних школах нарушает суть Первой Поправки (к Конституции США. — А. Д.), и ее преподавание должно быть запрещено . [10]

5. Если человек забывает свое собственное имя, это считается в секте не более чем забавным эпизодом

Для иллюстрации вышесказанного приведем воспоминания одного молодого человека, долгое время бывшего членом внутреннего ядра ТМ.

Когда я учился в выпускном классе средней школы, туда прибыли вербовщики из “Международного университета Махариши”. Нам объяснили, что “Международный университет Махариши” — это официально зарегистрированный университет в штате Айова. Нам рассказали о всех выгодах таких научно обоснованных программ, являющихся базой для новейших образовательных систем, которые практикуются в этом университете. Вначале я пошел на вводную лекцию, где хорошо одетые преподаватели трансцендентальной медитации и инструкторы рассказывали о ТМ как об IBM движения человеческого потенциала. Все казалось очень интересным: научные исследования, свидетельства очевидцев и удобные аналогии. Они говорили о личном росте, о социальных переменах, прогрессе в окружающей среде и о мире во всем мире.

Вербовщики изо всех сил старались представить ТМ не как религию, не как стиль жизни, а как философию. Мне показали перспективу возможностей ТМ, разложив передо мной все мое будущее. Обещались дополнительные программы, продвинутые лекции, еженедельные и ежемесячные проверки результатов медитации, специальные курсы для тех, кто проживает на территории университета, в том числе курс “Наука Созидательного разума”, затем образование в “Международном университете Махариши” и знакомство со всемирным размахом движения. Все это в конце концов и привело меня в “Международный университет Махариши”.

Я клюнул на приманку и начал изучать ТМ. Мне было всего 17 лет. Я получил свою мантру и пошел на дополнительную лекцию, а потом начал ходить на еженедельные проверки результатов медитации, на продвинутые лекции и каждые 10 дней подвергался особой проверке. Я видел спокойные улыбающиеся лица моих учителей и вскоре тоже ощутил просветление.

Затем последовал курс, во время которого я должен был жить на территории организации. Медитации, проходившие два раза в день, были заменены “округлением” — процессом более частых медитаций. Это особая техника дыхания, йогических позиций и просмотр видеороликов о Махариши. Чтобы обеспечить непрекращающееся внимание к учению Махариши для всех, кто проходил этот курс, нам было приказано никогда не оставаться в одиночестве. Каждому был назначен “приятель”, который ходил с тобой повсюду, ни на секунду не оставляя тебя одного. Нам было велено не читать газет, не смотреть TV, не слушать радио и никому не звонить по телефону — таким образом мы должны были получить от этого курса максимальную пользу.

Одна из самых фундаментальных концепций курса называлась “выпуском стресса” (на языке ТМ это называлось “отстрессованием”). По мере прохождения курса мы должны были “выпускать стресс”, который, как нам объяснили, был чем то вроде тучи, затрудняющей и обволакивающей мыслительный процесс и ведущей к сомнениям относительно учения Махариши и движения ТМ. Мы должны были “выпускать стресс за эту и за прошлые жизни. [11] Если мы занимались “отстрессованием”, то у нас уже не возникало сомнений относительно учения ТМ, и наши “приятели”, которые были для нас назначены, должны были нам постоянно напоминать, что если у нас появляются сомнения, то мы должны сразу же вновь прибегнуть к “отстрессованию”.

Во время моего первого “округления” я испытывал эйфорию, которая прерывалась периодами диссоциации, деперсонализации, смешения всего, раздражительности и провалами в памяти. Лекции, на которых превозносились достоинства такой круглосуточной медитации для личного возрастания, были дополнены разговорами о важности повышения членства в движении ТМ для спасения всего мира.

Одна преподавательница, по имени Мэри, про которую говорили, что она уже достигла просветления, была сестрой голливудской звезды. Мэри действовала в роли вербовщика для “Университета Махариши”, изо всех сил превознося его достоинства как учебного заведения, которое дает самое лучшее в мире образование, и как университета, из которого выходят личности, использующие свой потенциал на все 100 процентов. Если ты окончишь университет, ты будешь таким же просвещенным человеком, как и Махариши, — говорила она. Мэри рассказывала душещипательные истории о том времени, которое она провела с Махариши в Индии. Она говорила о замечательных качествах, которые он воплощал в своей жизни: о доброте, любви, бесконечной заботе о мире во всем мире и возможности всегда предпринимать правильные действия.

Движение научило меня, что настоящий просвещенный человек никогда не допускает в свой мозг критических мыслей. Он живет в единой струе с бесконечным всемирным сознанием. Просвещенный человек не делает ошибок, все его желания автоматически исполняются.

По мере того как мое пристрастие к движению росло и укреплялось, я начал удаляться от своей семьи и ее обычаев. Прекратил ходить на богослужения, больше не бывал на семейных праздниках, стал вегетарианцем, перестал носить джинсы. Мои родители хотели, чтобы я поехал в университет во Флориду, но я отказался и поехал в “Международный университет Махариши”.

Цель “Международного университета Махариши— научить студента, что все теории Махариши связаны со всем на свете через “науку Созидательного Разума” (наука жизни по Махариши). В университете любая дисциплина преподается через свет науки Созидательного Разума. Курсы называются так: “Математика и наука Созидательного Разума”, “Музыка и наука Созидательного Разума”, “Бухгалтерский учет и наука Созидательного Разума”, “Психология и наука Созидательного Разума”, “Абсолютная теория правления Махариши”, “Абсолютная теория защиты Махариши”, “Абсолютная теория сельского хозяйства Махариши” и т. д.

“Университет Махариши” устроен по блоковой системе: студенты одновременно изучают только один предмет, что может длиться от одной недели до одного месяца. Академические курсы дополняются месячными курсами круглосуточной медитации. Система постоянно сопровождающих каждого студента “приятелей” исполняется очень строго. У нас была униформа, которую нужно было носить обязательно, специальная диета, строгий распорядок дня. За нашим поведением очень тщательно наблюдали инструкторы, большинство из которых были преподавателями ТМ.

По мере того как я открывал для себя все новые и новые уровни учения ТМ, моя преданность движению укреплялась. От нас требовалась абсолютная секретность. Мы носили специальные нагрудные значки определенного цвета, по которым определялся наш статус внутри движения. Титулы статусов были такие: гражданин, губернатор (правитель), служитель; они означали достигнутый нами уровень познания доктрины. Наша верность движению проверялась еженедельно во время частных бесед.

В 1976 г. Махариши объявил о создании продвинутой формы медитации, которая называлась “ТМ-сидхи”. С ее помощью он намеревался развить супернормальные силы в человеке — например, левитацию (умение летать) и умение делаться невидимым. Махариши руководил этим новым трехмесячным академическим курсом из Швейцарии. Курс был структурирован таким образом, чтобы обучить ТМ-сидхи всех студентов “Международного университета Махариши”. Я заплатил за этот курс 1400 долларов, [12] взяв ссуду в банке. Содержание и структура курса были окружены покровом тайны. Махариши очень боялся, что в университет проникнут иностранные и правительственные агенты, и все более устрожал внутреннюю систему безопасности. Стандартный продвинутый курс повышенной медитации требовал непременного присутствия “приятелей” и запрета на телевидение, радио и газеты. Когда мы записались на новый курс, то подписали еще и соглашение об отказе от разговоров с людьми противоположного пола и о пожизненном целибате.

Один из примеров паранойи Махариши был явлен в тот день, когда нас обучали технике полетов по ТМ-сидхи. Нам велели собраться в зале собраний в наших самых лучших униформах и с нагрудным значком в руке. Знакомые охранники встретили нас у двери, проверили наши удостоверения личности (они назывались “Всемирное правительство века просветления”) и нагрудные значки. Когда мы прошли через первую дверь, удостоверения личности проверили еще раз, потом нам велели проверить удостоверения друг у друга. Лидер нашей группы проверил удостоверения у каждого члена группы. Потом инспектор и психолог университета еще раз проверили удостоверения личности, потом то же самое сделали администраторы курса ТМ-сидхи. Таким образом, наши удостоверения были проверены восемь раз. Чтобы исключить возможность подслушивания, была устроена очень хитрая система с наушниками. Мы провели перед фотографией покойного учителя Махариши индийские церемонии, известные как “пуджа”. Потом наши удостоверения личности проверили еще раз, и только теперь началось обучение.

Мы расселись, включили видеомагнитофон и надели наушники. На экране появился Махариши. “Вы сидите на поролоновых матрацах”, — сказал он. На самом деле мы сидели на стульях за партами. — “Итак, вы хотите научиться летать?” И шепотком добавил: -Отношения тела и акаши — легкость ватной пушинки”. И велел повторять эту фразу через каждые 15 секунд. Махариши сказал, что так мы сможем научиться летать. После этого нас направили в летательный зал. В этой комнате пол был устлан поролоновыми матрацами. Несколько человек стали прыгать, как кролики. Те, которые остались на полу, начали думать о своих прегрешениях и нарушениях правил движения. Я подумал, что несколько раз ел воздушную кукурузу после 10 часов вечера — наверное, из-за этого я не смог взлететь.

По мере того как шло время, групповое давление на нас, чтобы мы взлетели, все усиливалось. В летательных комнатах была постоянная гипервентиляция. Бесконечные выкрики, непроизвольные трясения тела, смех, переживания выхода из тела и баллистическое подпрыгивание — как нам говорили, первая ступень полета. Это считалось академическим курсом, за это ставили академические отметки. Нас учили собираться дважды в день, чтобы практиковать двухчасовую программу медитации: дыхание, летание и чтение индуистских писаний.

Как объяснил заведующий кафедрой физики, Махариши открыл, что когда группы людей, практикующих ТМ-сидхи, начинают летать вместе, то как раз это и может привести к миру во всем мире. Махариши начал посылать группы “летунов” во все горячие точки планеты — Никарагуа, Иран, Сальвадор, чтобы остановить войны. Он сказал, что таким образом мы добьемся мира во всем мире. Такая нахрапистость Махариши и представителей движения и отсутствие любой неподцензурной информации извне еще больше укрепляли мою преданность движению. Для того чтобы манипулировать студентами и добиться 100%-го отсутствия прогулов с сеансов летания, в “Международном университете Махариши” широко применялся комплекс вины. Когда иранцы захватили американское посольство, моего приятеля, студента “Международного университета Махариши”, который пропустил один из уроков летания, вызвали к ректору и обвинили в том, что именно из-за этого проступка иранцам удалось взять его соотечественников в заложники. [13]

Я закончил “Международный университет Махариши” в 1980 году со степенью бакалавра по “межпредметным дисциплинам” и приехал в Филадельфию, чтобы работать с другими членами ТМ. Махариши теперь подчеркивал важность совместной жизни и работы всех летунов общины. ТМ-овцам было поручено формирование -идеальных деревень-. Махариши говорил, что если они будут жить и летать вместе, мир будет гораздо быстрее изменяться к лучшему. Тогда наступит век просветления, тогда мы добьемся мира во всем мире.

Я помогал в создании филадельфийской “идеальной деревни”. Это была небольшая община в Южной Филадельфии, которая состояла из 16 домиков. Когда я стал жить в большом городе, вдалеке от оруэлловского окружения “Международного университета Махариши”, то сама жизнь создала плодородную почву для первых сомнений, которые у меня возникли. Обещанное просветление так и не наступило — мир, похоже, не изменялся, люди страдали независимо от их кармы. Личный успех, успех в бизнесе, идеальная жизнь — где все это, думал я. У меня была постоянная депрессия, я был хронически болен и чрезвычайно устал. Но как я узнал позже, это были типичные побочные эффекты медитации.

Однажды моя мать позвонила мне и высказала предположение, что именно медитация и вызывает все мои проблемы. “Может быть, тебе стоит вернуться в реальный мир?” — сказала она. Тут же в моем уме включились механизмы сопротивления, заложенные в него сектой, и подавили мои сомнения. Вот эти утверждения: отдых есть фундамент для деятельности; глубокий отдых — фундамент для успеха. ТМ сокращает болезнь, сокращает стресс, сокращает депрессию. ТМ — это основа для любого успеха, это решение всех проблем. Я повторял эту заученную фразу опять и опять. Я был настолько глубоко погружен в учение Махариши, что когда мою мать отвезли в больницу с инфарктом, я сказал ей по телефону: “Мама, у тебя есть решение всех проблем (она начинала заниматься ТМ и получила свою мантру), и если ты предпочитаешь не прибегать к этому решению, значит, ты предпочитаешь страдать. Когда ты не захочешь больше страдать, твое страдание закончится”. И повесил трубку.

Осенью 1983 года моя сестра Мишель попала в другую секту с весьма скандальной репутацией, которая называлась “Международный путь”. Моя семья стала планировать так называемую “интервенцию”, то есть подключение “консультантов по выходу из секты” и сотрудничество с ними всех членов семьи, чтобы вытащить оттуда сестру. “Интервенция-требовала сбора всей семьи, чтобы эмоционально поддерживать Мишель. Меня попросили помочь этому процессу, и я должен был связаться с “Сетью по распознаванию культов” [14], чтобы получить информацию о “Международном пути”. Я связался с двумя представителями Сети. Разговор был очень дружелюбным, но оставил меня внутренне неудовлетворенным. Они задавали вопросы о моей семье, моей сестре и обо мне самом. Когда я упомянул, что являюсь членом ТМ, они очень мягко намекнули мне, что репутация ТМ также далеко не безупречна. Я тут же резко ответил: “ТМ — это не секта, это научно доказанная программа”.

“Интервенция” с моей сестрой была хорошо продумана и прошла очень гладко. Я присутствовал на всех сеансах, чтобы поддерживать сестру. Я сидел и слушал “консультанта по выходу”, который рассказывал о природе группового давления, о контролировании сознания и о закамуфлированной технике гипноза. Опять у меня возникли определенные сомнения. За годы, которые я был в движении, меня готовили к тому, чтобы я не включал отрицательные мысли, но искорки независимых мыслей впервые начали появляться у меня в голове. Я увидел сущность гипноза новыми глазами — как и природу трансовых состояний. ТМ постоянно учит, что гипноз очень опасен и изучение его природы никогда не доводит до добра. Чем больше информации я получал о гипнозе, тем больше я начал открывать, что на самом деле ТМ и гипноз — одно и то же.

Новая информация не остановила мое медитирование и вовлеченность в программу сидхи, хотя я впервые начал задаваться вопросом о доброкачественности священной науки этого движения. Прошли месяцы, прежде чем я впервые позволил себе подумать о том, что могу прервать медитацию. Мой первый шаг к тому, чтобы покинуть ТМ, состоял в том, что я начал задавать всем, кому мог, вопросы о движении. Нас учили, что любые критические источники информации вне движения являются абсолютно ложными, и я начал сомневаться, кому же мне все-таки верить. Но тем не менее таким образом я положил начало движению к выздоровлению.

Мне потребовался приблизительно год, чтобы физически разорвать связи с движением. В это время я тайно искал контакты с бывшими членами, бывшими преподавателями “Международного университета Махариши”, бывшими помощниками Махариши. Я был шокирован той информацией, которую они мне предоставили: о поддельных результатах научных исследований, о закулисных переводах денег, об исследованиях негативных эффектов медитации, а также о деталях личной жизни Махариши. Я хотел все больше информации, я был одержим идеей найти всю информацию, какую только можно было найти. Это было, с одной стороны, время глубокого разочарования, а с другой — время надежды, которая усугублялась чувством потери и грусти. Я знал, что если объявлю о прекращении медитации, то потеряю всех своих друзей. Я начал постепенно делать небольшие пробные шаги: как они ответят на мои вопросы? Как они могут отвечать мне стандартными штампами, неужели их цель — только остановить сам процесс задавания этих вопросов?

Я знал, как легко было отказаться от всего, что им кажется негативным, и от всех, кто были для них объявлены негативными, “потерянными в грязи”. Вскоре я сделался персоной нон-грата. Друзья перестали приглашать меня на ужин, потом замолчал телефон — мне перестали звонить. Мое имя вычеркнули из списков, по которым посылали почту, мне запретили появляться в местном центре ТМ. Если бы это случилось со мной, когда я полностью верил в движение, все это, наверное, меня просто доконало бы. Но теперь это впервые дало мне возможность оказаться снаружи и выпасть из тюрьмы самоэлитизма.

Физический разрыв с движением не освободил меня от глубоких подсознательных процессов. Как я смогу обойтись в мире без поддержки природы? Как вообще люди могут действовать в этом мире без благодати богов? Сама сила медитации Махариши была необходима, чтобы жить. Как я смогу без медитации найти место для парковки машины? Как я смогу найти работу, как вообще смогу добиться чего-нибудь в этой жизни без ТМ? Как я смогу выжить?

Мой переход от жизни в ТМ к нормальной жизни был результатом сочетания факторов. Первый — это то, что я оказался вне контролируемого окружения “Международного университета Махариши”, второй — то, что я случайно включился в “интервенцию” по выходу моей сестры из секты и таким образом начал немного осознавать насильственное влияние на мою личность. Потом произошел этот ужасающий момент прекращения медитации, которая до тех пор была для меня решением всех проблем.

В 1986 году я впервые оказался на семинаре для бывших членов сект на всеамериканской конференции “Сети по распознаванию культов”. Я слушал речи бывших членов “настоящих” сект, которые описывали свой опыт, и обнаружил, что это и мой опыт. Я так же был предан Махариши и уверен в его истинности и подлинности, насколько бывшие муниты были преданы “преподобному” Муну. И тот, и другой лидеры во имя духовности манипулировали фактами и жизнями.

Я обнаружил, что разрыв с движением был только началом. У меня были огромные сложности с самыми обыкновенными процессами. Например, я не мог читать — у меня были глубокие провалы в памяти, мне было трудно концентрироваться, фокусировать внимание, меня преследовали непроизвольные трясения тела и диссоциации. Я боялся физических и духовных последствий за мой грех — за прекращение медитации. Учение движения полностью контролировало мои тело и ум. В “Международном университете Махариши” я глубоко воспринял то, что ТМ связана со всем на свете. Я нуждался в том, чтобы пересортировать весь духовный багаж, который был прикреплен к каждому аспекту моей жизни. В первый раз я нарушил обет молчания и согласился дать интервью репортеру. Когда я стал говорить ему о тайных учениях, меня начало жестоко трясти. Я лежал на постели, все мое тело вибрировало, голова дергалась взад и вперед. Я был в замешательстве и страшно испуган. Когда я говорил, я ловил себя на том, что непроизвольно защищаю движение. Я пытался понять свой собственный мыслительный процесс. Кем я был — духовной развалиной? Насколько я был не прав, что говорил с репортером? Буду ли я теперь гореть в аду? Я понял, что мне нужна профессиональная помощь, чтобы суметь отсортировать мое собственное интеллектуальное замешательство, чтобы выявить то вероучение движения, которое контролировало меня, и те психологические сложности, которые произошли в те годы, которые я провел медитируя.

Дальше автор рассказываете том, как ему стал помогать психиатр. А затем он пишет о том, что представляла собой диссоциация и деперсонализация.

В мире ТМ вполне нормально быть человеком с “крышей набекрень”, там это вполне нейтральный термин. Там говорится, что человек находится в состоянии блаженства, когда он бесцельно бродит, дергается, трясется, из груди у него вырываются непроизвольные звуки — для них все это знаки духовного роста. Если человек забывает свое собственное имя, это считается не более чем забавным эпизодом.

Бывало, я часто начинал какое-то дело, но в процессе его забывал, что именно я делаю. Это тоже считалось вполне нормальным в мире ТМ. Желание научиться жить в “относительном мире” (то, что ТМ называет относительным миром, для нас нормальный мир) требовало от меня умения контролировать те феномены, которые я, будучи членом ТМ, искусственно развивал в себе. Через терапию я научился тому, что такие аспекты поведения — подсознательно внушенные привычки, от которых очень трудно отказаться. И чем больше я отказывался от изменяющих сознание практик ТМ, тем реже эти привычки у меня возникали. Тем не менее в период стрессов они “выпрыгивали” непроизвольно. Во всяком случае мне потребовалось много лет, чтобы развить в себе умение по первым признакам распознавать наступление этих состояний и подавлять их.

Физические упражнения помогли мне сократить эпизоды диссоциации, “уплывания”, потому что я стал лучше ощущать свое тело. Всякий раз, когда я занимался физическими упражнениями, я все более ощущал свое тело как часть меня, и чем более я узнавал свое собственное физическое тело, тем быстрее распознавал то тонкое ощущение, которое предшествовало трясению, вибрации и всему прочему.

Я начал узнавать те вещи, которые перегружали меня эмоционально, отчего я “уплывал”, — например, большие магазины и вообще места скопления народа. Я понял, что мне нужно привыкать к ним в небольших дозах и воспитывать в себе умение переносить большие толпы людей.

Когда я закончил курс ТМ-сидхи, обнаружилось, что я не могу читать. Я брал книгу и через несколько страниц забывал, о чем прочитал ранее. Я перечитывал первую страницу и обнаруживал, что не помню, о чем там говорилось. Тогда я перечитывал первый абзац — и опять ничего не помнил. Я ничего не мог воспринимать. Покинув ТМ, я медленно развил в себе привычку читать: я ставил рядом секундомер и каждый день немного увеличивал периоды чтения и пытался дочитать до конца хотя бы одну газетную статью в день.

Основа программы ТМ — это то, что мысли могут магическим образом материализовываться в материю. Если у вас возникает какая-то мысль, у нее есть последствия. Например, если вы хотите сегодня мексиканский ужин и если вы достаточно чисты по меркам ТМ, то он моментально перед вами возникнет. Подумайте негативно о ком-нибудь — и этот человек заболеет, пожелайте успеха а бизнесе — и он произойдет. [15] То есть в ТМ реальность определяется субъективным опытом. То, что ощущается как добро, должно быть истиной. Если объективная чувственная информация находится в конфликте с субъективными чувствами, которые созданы группой, то объективная интеллектуальная перспектива должна отвергаться и считаться ошибкой интеллекта. Когда магические силы не могут произвести результат, это считается результатом кармы человека, то есть его прошлых действий в этой и прошлой жизни.

Все эти накопленные негативные опыты жизни мешают члену ТМ воплощать свои мысли в реальность. Поэтому для моего выздоровления был необходим врач, который знал о групповых влияниях.

Известен случай, когда в одном из кружков ТМ учитель внушал членам кружка, что все, воспринимаемое ими через собственные чувства, на самом деле неправильно — в реальности происходит обратное тому, что они воспринимают. В результате одна дама попала в больницу с тяжелыми травмами из-за того, что ее забодал бык, которого она посчитала очень дружелюбной коровой и пошла ее погладить.

Я вспоминаю занятия с врачом, когда мы пытались отсортировать чувства, вызванные занятиями ТМ, и сравнивать их с действительной информацией и перспективами. Например, то, что вы нашли место для парковки, — это совсем не результат медитации, говорила мне доктор Сингер. Люди, которые не медитируют, также находят место для парковки. Успех в бизнесе — это не результат того, что вы прошли продвинутые подготовительные курсы ТМ; IBM вполне успешна в бизнесе и без всякой медитации. Постепенно я начал преодолевать привычку использовать состояния моих чувств как первоисточник для принятия решений. Я пришел к пониманию того, что разум — совсем не всегда наш враг. В процессе терапии я понял, что являюсь целостным человеком, целостной личностью и могу принимать решения как целостная личность — с моим разумом, с моим телом и моими чувствами.

Я жил вне культуры 10 лет, я не знал ничего, что произошло за это время — в музыке, в литературе, в политике. Теперь я вижу, насколько эта изоляция затруднила мои отношения с внешним миром. Я должен был вновь научиться вести обыкновенный разговор, не превращая его в процесс вербовки. Я должен был преодолевать смущение из-за того, что часто попадал впросак, не зная, о чем речь, когда люди говорили о самых тривиальных и всем известных вещах.

Дальше автор говорит о сложностях, которые возникали, когда его при устройстве на работу спрашивали, где он учился и какова его научная степень.

Если сказать, что я учился в “Международном университете Махаришии имею степень бакалавра межпредметных дисциплин и что моя специальность — это исследование сознания как поля для всех возможностей, и если бы мне приходилось объяснять, что я изучал механизмы творения, учился летать — два часа утром и два часа вечером, чтобы спасти мир, то ни на какой работе это всерьез не восприняли бы. Поэтому мне нужно было научиться обходить это.

Покидать секту — это все равно что разводиться с женой. У меня были глубокие эмоциональные связи с движением ТМ, с Махариши и со многими членами. Семейные ценности, в которых я вырос, настолько были подавлены идеологией ТМ, что я полностью утратил их. Выздоровление от секты — это процесс, который занимает всю жизнь. С момента моей вербовки прошло 18 лет, но я по-прежнему открываю области жизни, которые были затронуты и повреждены моим пребыванием в секте. [16]

Вот, собственно, и вся история с небольшими сокращениями.

6. То, что движение Махариши делает в России это самый настоящий геноцид

Приведем также письмо русской последовательницы “ТМ”, посланное нам по электронной почте [17]:

Здравствуйте! К сожалению, Ваш сайт единственный, пишущий о трагедии под названием трансцендентальная медитация. В наш город секта Махариши Махеш Йоги пришла под предлогом приглашения “целительницей” Надежды Семеновой. Был обнародован огромный список заболеваний, панацеей от которых была трансцендентальная медитация. Люди только что потеряли веру в коммунизм, но еще не отвыкли во что-то верить, а тут Махариши предложил строить рай на земле. С 1991 года я стала заниматься ТМ как методом, который дала медицина. Мне было 20 лет. В 1993 году я уехала в Санкт-Петербург, а в 1994 году нашла там движение Махариши. Я строго придерживалась всех правил медитации, но вела самую обычную жизнь: училась в институте, общалась с друзьями, не связанными с ТМ. Я приходила раз в неделю на коллективные медитации. В январе 1995 года учительница движения Махариши попросила всю группу на выходе из медитации пожелать счастья, света новорожденному ребенку кого-то из членов группы. С тех пор вся группа стала делать такие пожелания.

В течение этого года со мной стали происходить непонятные вещи: я могла часами лежать в эйфории. Я задавала вопросы учителям Махариши, они отвечали, что это пройдет, это выход стресса. Все мои занятия ТМ давно были привычкой. Осенью со мной произошел нервно-психический срыв, я повредила голову и уже не могла медитировать. Мне пришлось оставить занятия в институте. Я думала, что Махариши может мне помочь, и летом 1996 поехала в Ведический Университет Махариши (ВУМ), который был в это время подо Львовом. Я встретилась с Божественными Матерями Махариши, они позвонили в Голландию к координатору Международного Движения Махариши госпоже Шипре, после чего меня выставили в 24 часа из ВУМа, забрав последние деньги. Я порвала с этим движением. Когда я приехала в Петербург, оказалось, что мой приятель, который занимался ТМ, находится в психиатрической больнице. Он был очень плох, прыгал по палате и говорил всем: “Смотрите, я летаю!” За это его прозвали левитатором. Родители его обратились к учителям Махариши с претензиями. Учителей звали Андрус и Татьяна Валерьевна Полетаева. Эти люди много раз обманывали родителей приятеля и недвусмысленно угрожали, что юноша может вдруг исчезнуть, если претензии будут продолжаться. Они заявили, что приятель употреблял наркотики, это была чушь. С тех пор приятель каждый год проводит месяцы в психиатрической больнице, а ведь он был совершенно здоровым парнем и ТМ занимался меньше двух лет. Я все это время была беспомощной, физически и психически выжатой, мне сказали не бросать медитировать, и я медитировала потихоньку до 1997 года, когда у меня начались слуховые галлюцинации, а потом и вовсе напали злые духи. Это было потрясение такой силы, что я раз и навсегда бросила медитировать. Много месяцев я была на грани жизни и смерти, мой друг христианин и его семья много обо мне молились, наверное это меня спасло. Все это время я не обращалась к психиатру, надеясь справиться своими силами, но сил становилось все меньше, и год назад мне поставили диагноз “шизофрения”. Я стала поддерживать себя таблетками, которые прописал врач, и теперь, видимо, придется навсегда остаться инвалидом.

У меня в городе есть подруга, которая занималась ТМ. У нее на этой почве было помешательство: она бегала по дому с ножом, везде у нее была нечистая сила, особенно в кошке. Родители поместили ее в психиатрическую больницу, но она не стала лечиться. Она уехала в другой город, маленького сына, который остался в нашем городе, забрал к себе его отец. Подруга сейчас чувствует себя хорошо, но сына ей вернуть не удалось. ТМ разрушила ее жизнь.

Моя мама по уговорам окружения тоже медитировала, через несколько лет у нее развились страшные головокружения, с тех пор она ими страдает, хотя давно не медитирует.

Вот такое грустное письмо.

Я хочу, чтобы никто не повторял наши ошибки и избегал сект. То, что движение Махариши делает в России, — это самый настоящий геноцид.



[1] Некорректное употребление термина сектантами: пуджа на санскрите — это храмовое богослужение, а инициация называется дикша.

[2] Haak F.-W. und Gandowr. Transcendentale Meditation. Muenchen, 1992.S.27.

[3] Традиционные индусы отказываются признавать ТМ индуизмом из-за чрезмерной любви Махариши к “христианским” (то есть западным) деньгам.

[4] Article Second, Certificate of Incorporation of the Students International Meditation Society, filed with Office of the Secretary of State of the State of California, as amended October 7,1974.

[5] Ходорыч Д., Конашенок Н., Студнев М. Товарищества на вере // Коммерсангь-Деньги. 2001. №43.31 октября. С. 37. 2) См., напр.: Аргументы и факты. 1998. № 51. С. 6.

[6] См. напр.: Аргументы и факты. 1998. №51. С.6

[7] Meditation ofMaharishiMahesh Yogi. N.Y..1968.P.59.

[8] Цит. по: МакдауэллДж., Стюарт Д. Обманщики. М., 1994. С. 224.

[9] The Science of Beingand the Art of Living. N. Y,. 1968. R 299-300.

[10] TM in Court Malnak v. Maharishi Mahesh Yogi. California, 1978. P. 72.

[11] Специалисты отмечают, что в системе Махариши слово “стресс” является эвфемизмом, употребляющимся вместо слова “карма”, чтобы не отпугнуть вновь пришедших религиозным характером церемонии.

[12] В обычных американских университетах плата за обучение вносится раз в семестр, но не за отдельные курсы.

[13] После теракта в Нью-Йорке в сентябре 2001 г. Махариши на пресс-конференции объявил о необходимости “собрать для него миллиард долларов”, при помощи которого он сможет содержать армию из 40 тысяч “летающих йогов”, которые, все время медитируя, смогут навсегда остановить терроризм на земле (см.: Preville Philip. All you need is funds // Montreal Mirror. 2001.11-18 Oct.).

[14] Cult Awareness Network (CAN) — Американская родительская организация.

[15] То, о чем повествует автор текста, является оккультной практикой визуализации. См. главу 21 •Движение "Нью эйдж"..

[16] Patrick Ryan. A Personal Account: Eastern Meditation Group// Recovery from Cult / Langone M., ed. W. W. Norton, 1993. P. 129-140.

[17] Письмо имеется в архиве Центра сщмч. Иринея, еп. Лионского.

Используются технологии uCoz