1 | Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека,но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых, |
2 | и все находящиеся со мною братия -- церквам Галатийским: |
3 | благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего ИисусаХриста, |
4 | Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить насот настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего; |
5 | Ему слава во веки веков. Аминь. |
6 | Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою такскоро переходите к иному благовествованию, |
7 | которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас ижелающие превратить благовествование Христово. |
8 | Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вамне то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. |
9 | Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: ктоблаговествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема. |
10 | У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям лиугождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бырабом Христовым. |
11 | Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое яблаговествовал, не есть человеческое, |
12 | ибо и я принял его и научился не от человека, но черезоткровение Иисуса Христа. |
13 | Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что яжестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, |
14 | и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в родемоем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. |
15 | Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей ипризвавший благодатью Своею, благоволил |
16 | открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Егоязычникам, -- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, |
17 | и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, апошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. |
18 | Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться сПетром и пробыл у него дней пятнадцать. |
19 | Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова,брата Господня. |
20 | А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу. |
21 | После сего отошел я в страны Сирии и Киликии. |
22 | Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен, |
23 | а только слышали они, что гнавший их некогда нынеблаговествует веру, которую прежде истреблял, -- |
24 | и прославляли за меня Бога.\c |
1 | Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим сВарнавою, взяв с собою и Тита. |
2 | Ходил же по откровению, и предложил там, и особознаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, ненапрасно ли я подвизаюсь или подвизался. |
3 | Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждалиобрезаться, |
4 | а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть занашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобыпоработить нас, |
5 | мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истинаблаговествования сохранилась у вас. |
6 | И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо,для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека.И знаменитые не возложили на меня ничего более. |
7 | Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие длянеобрезанных, как Петру для обрезанных |
8 | [ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанныхсодействовал и мне у язычников], |
9 | и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн,почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы намидти к язычникам, а им к обрезанным, |
10 | только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять вточности. |
11 | Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему,потому что он подвергался нареканию. |
12 | Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе сязычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться,опасаясь обрезанных. |
13 | Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнавабыл увлечен их лицемерием. |
14 | Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истинеЕвангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем,живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычниковпринуждаешь жить по-иудейски? |
15 | Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; |
16 | однако же, узнав, что человек оправдывается не деламизакона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во ХристаИисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона;ибо делами закона не оправдается никакая плоть. |
17 | Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказалисьгрешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. |
18 | Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаюпреступником. |
19 | Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялсяХристу, |
20 | и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу воплоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшегоСебя за меня. |
21 | Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, тоХристос напрасно умер.\c |
1 | О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покорятьсяистине, вас, у которых перед глазами предначертан был ИисусХристос, как бы у вас распятый? |
2 | Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона выполучили Духа, или через наставление в вере? |
3 | Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваетеплотью? |
4 | Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бытолько без пользы! |
5 | Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через делали закона сие производит, или через наставление в вере? |
6 | Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. |
7 | Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. |
8 | И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников,предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы. |
9 | Итак верующие благословляются с верным Авраамом, |
10 | а все, утверждающиеся на делах закона, находятся подклятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянновсего, что написано в книге закона. |
11 | А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно,потому что праведный верою жив будет. |
12 | А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им. |
13 | Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за насклятвою [ибо написано: проклят всяк, висящий на древе], |
14 | дабы благословение Авраамово через Христа Иисусараспространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духаверою. |
15 | Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человекомутвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет кнему. |
16 | Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: ипотомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему,которое есть Христос. |
17 | Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богомутвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, неотменяет так, чтобы обетование потеряло силу. |
18 | Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; ноАврааму Бог даровал оное по обетованию. |
19 | Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, довремени пришествия семени, к которому относится обетование, ипреподан через Ангелов, рукою посредника. |
20 | Но посредник при одном не бывает, а Бог один. |
21 | Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если быдан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность былабы от закона; |
22 | но Писание всех заключило под грехом, дабы обетованиеверующим дано было по вере в Иисуса Христа. |
23 | А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона,до того времени, как надлежало открыться вере. |
24 | Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы намоправдаться верою; |
25 | по пришествии же веры, мы уже не под руководствомдетоводителя. |
26 | Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; |
27 | все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. |
28 | Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нетмужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. |
29 | Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованиюнаследники.\c |
1 | Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличаетсяот раба, хотя и господин всего: |
2 | он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцомназначенного. |
3 | Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественнымначалам мира; |
4 | но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего[Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, |
5 | чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. |
6 | А как вы -- сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа СынаСвоего, вопиющего: "Авва, Отче!" |
7 | Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследникБожий через Иисуса Христа. |
8 | Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существене боги. |
9 | Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога,для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественнымначалам и хотите еще снова поработить себя им? |
10 | Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. |
11 | Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас. |
12 | Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Выничем не обидели меня: |
13 | знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам впервый раз, |
14 | но вы не презрели искушения моего во плоти моей и невозгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как ХристаИисуса. |
15 | Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бывозможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне. |
16 | Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину? |
17 | Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы выревновали по них. |
18 | Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем толькоприсутствии у вас. |
19 | Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе неизобразится в вас Христос! |
20 | Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потомучто я в недоумении о вас. |
21 | Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы неслушаете закона? |
22 | Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, адругого от свободной. |
23 | Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который отсвободной, тот по обетованию. |
24 | В этом есть иносказание. Это два завета: один от горыСинайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, |
25 | ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствуетнынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; |
26 | а вышний Иерусалим свободен: он -- матерь всем нам. |
27 | Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликнии возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленнойгораздо более детей, нежели у имеющей мужа. |
28 | Мы, братия, дети обетования по Исааку. |
29 | Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу,так и ныне. |
30 | Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабыне будет наследником вместе с сыном свободной. |
31 | Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.\c |
1 | Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и неподвергайтесь опять игу рабства. |
2 | Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будетвам никакой пользы от Христа. |
3 | Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что ондолжен исполнить весь закон. |
4 | Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпалиот благодати, |
5 | а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. |
6 | Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, нинеобрезание, но вера, действующая любовью. |
7 | Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялисьистине? |
8 | Такое убеждение не от Призывающего вас. |
9 | Малая закваска заквашивает все тесто. |
10 | Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; асмущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение. |
11 | За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедуюобрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы. |
12 | О, если бы удалены были возмущающие вас! |
13 | К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша небыла поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. |
14 | Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнеготвоего, как самого себя. |
15 | Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобывы не были истреблены друг другом. |
16 | Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнятьвожделений плоти, |
17 | ибо плоть желает противного духу, а дух -- противного плоти:они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотелибы. |
18 | Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. |
19 | Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд,нечистота, непотребство, |
20 | идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев,распри, разногласия, [соблазны,] ереси, |
21 | ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное.Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие такЦарствия Божия не наследуют. |
22 | Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость,милосердие, вера, |
23 | кротость, воздержание. На таковых нет закона. |
24 | Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями ипохотями. |
25 | Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. |
26 | Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другузавидовать.\c |
1 | Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы,духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждыйза собою, чтобы не быть искушенным. |
2 | Носите бремена друг друга, и таким образом исполните законХристов. |
3 | Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщаетсам себя. |
4 | Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалутолько в себе, а не в другом, |
5 | ибо каждый понесет свое бремя. |
6 | Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим. |
7 | Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек,то и пожнет: |
8 | сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух отдуха пожнет жизнь вечную. |
9 | Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если неослабеем. |
10 | Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипачесвоим по вере. |
11 | Видите, как много написал я вам своею рукою. |
12 | Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезыватьсятолько для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, |
13 | ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят,чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти. |
14 | А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашегоИисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. |
15 | Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, нинеобрезание, а новая тварь. |
16 | Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, иИзраилю Божию. |
17 | Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы ГосподаИисуса на теле моем. |
18 | Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим,братия. Аминь. |